3 зрт

Содержание

О налоге на имущество организаций (с изменениями на 14 июня 2019 года)

О налоге на имущество организаций

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ
О налоге на имущество организаций

(с изменениями на 14 июня 2019 года)

Принят
Государственным Советом
Республики Татарстан
20 ноября 2003 года

Настоящим Законом на территории Республики Татарстан вводится налог на имущество организаций (далее — налог).

Статья 1. Общие положения

1. Налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и настоящим Законом.

2. Настоящий Закон в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации определяет налоговую ставку, особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

(часть 2 в ред. Закона РТ от 30.10.2014 N 81-ЗРТ)

Статья 1.1. Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества

(введена Законом РТ от 30.10.2014 N 81-ЗРТ)

1. Налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.

(в ред. Закона РТ от 25.09.2015 N 62-ЗРТ)

2. Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 2. Налоговые ставки

(в ред. Закона РТ от 11.03.2013 N 19-ЗРТ)

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

(в ред. Закона РТ от 30.10.2014 N 81-ЗРТ)

2. В отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, налоговые ставки устанавливаются в 2013 году в размере 0,4 процента, в 2014 году — 0,7 процента, в 2015 году — 1,0 процента, в 2016 году — 1,3 процента, в 2017 году — 1,6 процента, в 2018 году — 1,9 процента.

(в ред. Закона РТ от 22.02.2017 N 5-ЗРТ)

2.1. В отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, налоговые ставки устанавливаются в 2017 году в размере 1 процента, в 2018 году — 1,3 процента, в 2019 году — 1,3 процента, в 2020 году — 1,6 процента.

(часть 2.1 введена Законом РТ от 22.02.2017 N 5-ЗРТ)

3. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, устанавливается в 2015 — 2017 годах в размере 1,2 процента, в 2018 году — 1,5 процента, в 2019 году и последующие годы — 2 процента.

(в ред. Законов РТ от 29.06.2016 N 48-ЗРТ, от 23.06.2017 N 42-ЗРТ)

4. Налоговая ставка устанавливается в 2018 году в размере 1,1 процента в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

реорганизации или ликвидации юридических лиц;

передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации взаимозависимыми.

Исключения, установленные абзацами вторым и третьим настоящей части, не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного начиная с 1 января 2013 года. Дата производства железнодорожного подвижного состава определяется на основании технических паспортов.

(часть 4 введена Законом РТ от 22.12.2017 N 97-ЗРТ)

Статья 3. Налоговые льготы

1. Освобождается от налогообложения имущество:

1) налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с Законом Республики Татарстан «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» на территории промышленной площадки Елабужского автомобильного завода «Алабуга», расположенной в Елабужском районе Республики Татарстан;

2) метрополитенов, непосредственно предназначенное для перевозок пассажиров, а также предприятий городского электрического (трамвайного и троллейбусного) транспорта, используемое для перевозок пассажиров, по перечню согласно приложению 1 к настоящему Закону (прилагается);

3) утратил силу с 1 января 2012 года. — Пункт 1 статьи 5 данного закона;

4) организаций — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры регионального и местного значения в установленном законодательством порядке и используемых для нужд культуры и искусства, образования, здравоохранения и социального обеспечения, для осуществления религиозной деятельности, для обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях;

(в ред. Закона РТ от 14.06.2019 N 45-ЗРТ)

5) организаций — в отношении объектов жилищного фонда;

6) товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

7) организаций — в отношении имущества, предназначенного для водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, сбора и переработки мусора в части услуг, оказываемых населению. В случае использования имущества для оказания услуг иным потребителям освобождению от налогообложения подлежит имущество в части, пропорциональной сумме дохода, полученного от оказания услуг населению, в общей сумме доходов организации, полученных в налоговом (отчетном) периоде;

8) утратил силу с 1 января 2014 года. — Пункт 5 статьи 5 данного закона;

9) садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, а также некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, — в отношении имущества, являющегося имуществом общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

(п. 9 в ред. Закона РТ от 30.06.2018 N 45-ЗРТ)

10) утратил силу с 1 января 2019 года. — Пункт 2 статьи 5 данного закона;;

11) — 13) утратили силу с 1 января 2012 года. — Пункт 1 статьи 5 данного закона;

14) — 15) утратили силу с 1 января 2019 года. — Пункт 2 статьи 5 данного закона;

16) утратил силу с 1 января 2014 года. — Пункт 5 статьи 5 данного закона;

17) организаций — резидентов территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Республики Татарстан, — в отношении имущества, учитываемого на балансе организаций, вновь созданного или приобретенного не ранее 1 января 2014 года и используемого в целях осуществления деятельности в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития. Льгота предоставляется начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества, но не ранее 1 января 2017 года, на срок действия соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, но не более чем на 10 лет.

(п. 17 в ред. Закона РТ от 28.11.2016 N 91-ЗРТ)

1.1. Налоговая ставка в размере 0,01 процента устанавливается на имущество, предназначенное для оказания услуг стоянок (парковок) автомототранспортных средств на введенных в эксплуатацию с 1 января 2011 года до 1 января 2014 года многоуровневых и подземных стоянках (парковках) с количеством машино-мест согласно технической документации не менее 100 единиц, при условии, что для оказания услуг стоянок (парковок) автомототранспортных средств используется не менее 70 процентов от общей площади указанных стоянок (парковок).

(часть 1.1 в ред. Закона РТ от 26.12.2013 N 103-ЗРТ)

2. Налоговая ставка в размере 0,1 процента устанавливается на имущество:

1) вновь созданное, приобретенное организацией для осуществления инвестиционной деятельности в соответствии с договором о реализации инвестиционного проекта, заключенным согласно Закону Республики Татарстан «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан», при выполнении организацией условий, предусмотренных бизнес-планом;

2) утратил силу с 1 января 2015 года. — Пункт 6 статьи 5 данного закона;

3) — 4) утратили силу с 1 января 2014 года. — Пункт 5 статьи 5 данного закона;

5) утратил силу с 1 января 2018 года. — Пункт 7 статьи 5 данного закона;

6) утратил силу с 1 января 2012 года. — Пункт 1 статьи 5 данного закона;

7) утратил силу с 1 января 2014 года. — Пункт 5 статьи 5 данного закона;

8) организаций — в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд здравоохранения, физической культуры и спорта, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов;

(п. 8 введен Законом РТ от 24.02.2012 N 12-ЗРТ)

9) утратил силу с 1 января 2019 года. — Пункт 2 статьи 5 данного закона;

10) утратил силу с 1 января 2020 года. — Пункт 3 статьи 5 данного закона;

11) организаций, осуществляющих создание, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, модернизацию гидротехнических сооружений на основании договоров, соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», — в отношении сооружений, подвергающихся воздействию водной среды, предназначенных для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, включая плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения; насосных станций; судоходных шлюзов; судоподъемников; сооружений, предназначенных для защиты от наводнений, разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; оградительных сооружений; дамб, берегоукрепительных сооружений, набережных, а также расположенных на них объектов благоустройства и коммерческой инфраструктуры; пирсов; сооружений систем технического водоснабжения;

(п. 11 введен Законом РТ от 26.12.2016 N 102-ЗРТ)

12) организаций — в отношении имущества, созданного на земельных участках, предоставленных в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и имеющих смежную границу с земельными участками, предоставленными в соответствии с подпунктом 25 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации или в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;

(п. 12 введен Законом РТ от 26.12.2016 N 102-ЗРТ)

13) организаций, осуществляющих за счет собственных и (или) заемных средств строительство и последующую эксплуатацию создаваемых после 1 января 2017 года гидротехнических сооружений на земельных участках, предоставленных на основании договоров аренды в соответствии с подпунктом 25 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, — в отношении сооружений, подвергающихся воздействию водной среды, предназначенных для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, включая плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения; насосных станций; судоходных шлюзов; судоподъемников; сооружений, предназначенных для защиты от наводнений, разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; оградительных сооружений; дамб, берегоукрепительных сооружений, набережных, а также расположенных на них объектов благоустройства и коммерческой инфраструктуры; пирсов; сооружений систем технического водоснабжения;

(п. 13 введен Законом РТ от 26.12.2016 N 102-ЗРТ)

14) организаций — участников специальных инвестиционных контрактов, стороной которых наряду с Российской Федерацией в лице определенного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в сфере промышленной политики или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на заключение специальных инвестиционных контрактов в отраслях промышленности в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, является Республика Татарстан в лице Кабинета Министров Республики Татарстан или уполномоченного им органа исполнительной власти Республики Татарстан в соответствии с Законом Республики Татарстан от 21 апреля 2016 года N 24-ЗРТ «О промышленной политике в Республике Татарстан», являющихся производителями грузовых автотранспортных средств, — в отношении имущества, вновь созданного или приобретенного для реализации инвестиционного проекта, предусмотренного специальным инвестиционным контрактом, принятого на учет не ранее 1 числа календарного года, предшествующего году подписания специального инвестиционного контракта, и не ранее 1 января 2017 года. Льгота предоставляется начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества, но не ранее 1 числа месяца, в котором был заключен специальный инвестиционный контракт, на срок действия специального инвестиционного контракта, но не более чем на 10 лет.

(п. 14 введен Законом РТ от 02.12.2017 N 88-ЗРТ)

2.1. Налоговая ставка в размере 0,5 процента устанавливается на имущество:

1) производителей грузовых автотранспортных средств;

2) технопарков (индустриальных парков), инновационно-технологических центров, созданных в соответствии с решениями правительства Российской Федерации или Республики Татарстан для реализации инновационных проектов, предназначенное для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

(часть 2.1 в ред. Закона РТ от 23.06.2017 N 42-ЗРТ)

3. Налоговая ставка в размере 1,1 процента устанавливается на имущество:

1) утратил силу с 1 января 2015 года. — Пункт 6 статьи 5 данного закона;

2) утратил силу с 1 января 2020 года. — Пункт 3 статьи 5 данного закона;

3) утратил силу с 1 января 2012 года. — Пункт 1 статьи 5 данного закона;

4) утратил силу с 1 января 2018 года. — Пункт 7 статьи 5 данного закона;

4. Налоговые льготы, установленные настоящей статьей, не предоставляются налогоплательщикам в отношении объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

(часть 4 введена Законом РТ от 30.10.2014 N 81-ЗРТ)

Статья 4. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

1. Уплата налога производится по истечении каждого отчетного периода (авансовый платеж) и по истечении налогового периода.

2. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате за отчетный период не позднее 5 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.

3. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 5 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статья 5. Сроки действия отдельных налоговых льгот

Признать утратившими силу:

1) с 1 января 2012 года пункты 3, 11 — 13 части 1, пункт 6 части 2, пункт 3 части 3 статьи 3 настоящего Закона;

(в ред. Закона РТ от 01.08.2011 N 57-ЗРТ)

2) с 1 января 2019 года пункты 10, 14, 15 части 1, пункт 9 части 2 статьи 3 настоящего Закона;

(п. 2 в ред. Закона РТ от 30.06.2018 N 45-ЗРТ)

3) с 1 января 2020 года пункт 10 части 2, пункт 2 части 3 статьи 3 настоящего Закона;

(в ред. Законов РТ от 30.06.2018 N 45-ЗРТ, от 14.06.2019 N 45-ЗРТ)

4) с 1 января 2026 года часть 1.1 статьи 3 настоящего Закона;

(п. 4 введен Законом РТ от 08.05.2011 N 16-ЗРТ)

5) с 1 января 2014 года пункты 8, 16 части 1 и пункты 3, 4, 7 части 2 статьи 3 настоящего Закона;

(п. 5 в ред. Закона РТ от 08.10.2013 N 73-ЗРТ)

6) с 1 января 2015 года пункт 2 части 2, пункт 1 части 3 статьи 3 настоящего Закона;

(п. 6 в ред. Закона РТ от 30.10.2014 N 81-ЗРТ)

7) с 1 января 2018 года пункт 5 части 2, пункт 4 части 3 статьи 3 настоящего Закона;

(п. 7 в ред. Закона РТ от 23.06.2017 N 42-ЗРТ)

8) с 1 января 2022 года пункт 9 части 1, пункты 8, 11 — 13 части 2 статьи 3 настоящего Закона;

(п. 8 в ред. Закона РТ от 30.06.2018 N 45-ЗРТ)

9) с 1 января 2021 года пункт 2 части 2.1 статьи 3 настоящего Закона.

(п. 9 введен Законом РТ от 14.06.2019 N 45-ЗРТ)

Исполняющий обязанности
Президента Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ

Казань, Кремль

28 ноября 2003 года

N 49-ЗРТ

Приложение 1. Перечень имущества городского электрического (трамвайного и троллейбусного) транспорта, используемого для перевозок пассажиров и подлежащего освобождению от уплаты налога на имущество организаций

Приложение 1
к Закону
Республики Татарстан
«О налоге на имущество организаций»

1. Трамвайные вагоны.

2. Троллейбусы.

3. Трамвайные пути.

4. Разворотные петли.

5. Тяговые подстанции с оборудованием.

6. Кабели для питания тяговых подстанций и контактной сети.

7. Тоннель кабельный.

8. Контактная сеть.

9. Специальная техника: троллейбусы грузовые, сварочные вагоны, моечные машины, электрокары, вагоны-рельсотранспортеры, автопогрузчики, автовышки, машины аварийной технической помощи, снегоочистители.

Приложение 2. Перечень имущества, используемого для разработки месторождений сверхвязкой (вязкостью 1000 и более МПа X с) нефти (добыча, подготовка, переработка) и подлежащего освобождению от уплаты налога на имущество организаций

Приложение 2
к Закону
Республики Татарстан
«О налоге на имущество организаций»

1. Буровая установка с наклонной мачтой (типа КРЕМКО 2000 М).

2. Установка (типа К 54) с наклонной мачтой для капитального и подземного ремонта скважин.

3. Скважины горизонтальные добывающие.

4. Скважины горизонтальные паронагнетательные.

5. Скважины вертикальные паронагнетательные.

6. Скважины вертикальные добывающие.

7. Скважины пьезометрические вертикальные.

8. Скважины контрольные (оценочные) вертикальные.

9. Нагнетательные скважины системы поддержания пластового давления.

10. Горизонтальные добывающие скважины для внутрипластового горения.

11. Вертикальные воздухонагнетательные скважины.

12. Эстакада из металлоконструкций.

13. Оборудование устья скважин нагнетательных.

14. Оборудование устья скважин добывающих.

15. Насосное оборудование для добычи и перекачки нефти.

16. Нефтепроводы откачки готовой продукции.

17. Паропровод высоконапорный.

18. Битумопровод (нефтепровод) с пароспутником.

19. Воздуховоды высокого давления.

20. Трубопровод для отвода газа от скважин.

21. Трубопроводы и насосные установки для утилизации попутно добываемой воды.

22. Парогенераторная установка.

23. Водовод пресной воды.

24. Канализация ливневая.

25. Канализация промышленная.

26. Подъездные дороги и площадки к скважинам, групповым замерным установкам, кустовым насосным станциям, парогенераторным установкам и так далее.

27. Установка подготовки нефти.

28. Установка переработки нефти.

29. Установка подготовки воды для выработки пара.

30. Обвязочные трубопроводы для добывающих скважин.

31. Обвязочные трубопроводы для нагнетательных скважин.

32. Электрохимзащита скважин.

33. Система электрообеспечения (воздушная линия электропередачи, трансформаторы, кабельные эстакады, освещение и так далее).

34. Система контроля и автоматики.

35. Внутрискважинная система контроля температуры.

36. Навигационная система для бурения горизонтальных скважин.

37. Система газоснабжения (газопроводы, газораспределительный пункт и так далее).

38. Коммерческий узел учета нефти.

39. Групповые замерные установки.

40. Кустовые насосные станции.

41. Промышленные трубопроводы и насосные станции для обеспечения пресной водой парогенераторной установки.

42. Компрессорные установки.

43. Установка подготовки горячей воды для закачки в продуктивный пласт.

44. Административное здание.

Об обращениях граждан в Республике Татарстан (с изменениями на 1 марта 2019 года)

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
от 12 мая 2003 года N 16-ЗРТ
Об обращениях граждан в Республике Татарстан

(с изменениями на 1 марта 2019 года)

(в ред. Законов РТ от 24.07.2014 N 75-ЗРТ, от 14.05.2018 N 32-ЗРТ, от 01.03.2019 N 10-ЗРТ)

Принят
Государственным Советом
Республики Татарстан 11 апреля 2003 года

Глава 1. Общие положения

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан на обращение

Статья 1. Право граждан на обращение

1. В Республике Татарстан каждый гражданин имеет право обращаться лично или через своего представителя, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (далее — органы и должностные лица).

2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Для целей настоящего Закона под коллективным обращением понимается обращение двух и более граждан, обращение объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также обращение, принятое путем голосования или сбора подписей участников митинга или собрания.

2. Иные основные понятия, применяемые в настоящем Законе, используются в тех значениях, в каких они определены Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Статья 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

1. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

2. Конституция Республики Татарстан, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Татарстан устанавливают положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливают гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Глава 2. Рассмотрение обращений граждан

Статья 4. Обращение гражданина, изложенное в письменной форме, в форме электронного документа

Статья 4. Обращение гражданина, изложенное в письменной форме, в форме электронного документа

1. Обращение гражданина, изложенное в письменной форме, должно содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также изложение существа предложения, заявления или жалобы, фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, почтовый адрес или адрес электронной почты, по которым должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, личную подпись и дату.

(часть 1 в ред. Закона РТ от 14.05.2018 N 32-ЗРТ)

2. Граждане вправе обращаться с предложениями, заявлениями, жалобами на государственных языках Республики Татарстан, родном языке или на любом другом языке народов Российской Федерации, которым они владеют. Ответы на предложения, заявления, жалобы граждан даются на языке обращения. В случае невозможности дать ответ на языке обращения используются государственные языки Республики Татарстан.

3. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес (почтовый адрес или адрес электронной почты), по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

(в ред. Закона РТ от 14.05.2018 N 32-ЗРТ)

4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и адрес, по которому должен быть направлен ответ, поддаются прочтению.

(в ред. Закона РТ от 14.05.2018 N 32-ЗРТ)

4.1. В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

(часть 4.1 введена Законом РТ от 14.05.2018 N 32-ЗРТ)

5. Обращение, поступившее в орган или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

5.1. На поступившее в орган или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований статьи 9 настоящего Закона на официальном сайте данного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В случае поступления в орган или должностному лицу письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен на официальном сайте данного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.

(часть 5.1 введена Законом РТ от 14.05.2018 N 32-ЗРТ)

6. Наряду с установленным настоящей статьей и Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» порядком подачи обращений граждан обращение в орган, к должностному лицу может быть передано телеграммой или посредством факсимильной связи. Указанные обращения должны отвечать требованиям, предъявляемым к письменному обращению, установленным настоящей статьей и Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Статья 5. Обязательность принятия обращения к рассмотрению

Статья 5. Обязательность принятия обращения к рассмотрению

1. Обращение, поступившее в орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

2. В случае необходимости рассматривающие обращение орган или должностное лицо могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место. Порядок организации рассмотрения обращения с выездом на место, в том числе сроки его проведения, устанавливаются нормативными правовыми актами органов.

Статья 6. Рассмотрение обращения гражданина, адресованное должностному лицу, полномочия которого прекращены

Статья 6. Рассмотрение обращения гражданина, адресованное должностному лицу, полномочия которого прекращены

Обращение гражданина, адресованное должностному лицу, полномочия которого прекращены, рассматривается должностным лицом, на которое возложено осуществление указанных полномочий.

Статья 7. Направление и регистрация письменного обращения

Статья 7. Направление и регистрация письменного обращения

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в орган или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного органа или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 4 настоящего Закона.

3.1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и Президенту Республики Татарстан с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 4 настоящего Закона.

(часть 3.1 введена Законом РТ от 14.05.2018 N 32-ЗРТ; в ред. Закона РТ от 01.03.2019 N 10-ЗРТ)

4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких органов или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам.

5. Орган или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой орган или иному должностному лицу могут в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

8. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

(часть 8 введена Законом РТ от 14.05.2018 N 32-ЗРТ)

Статья 8. Сроки рассмотрения обращений граждан

1. Все виды обращений — индивидуальные и коллективные, поступившие в орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

1.1. Письменное обращение, поступившее Президенту Республики Татарстан и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

(часть 1.1 введена Законом РТ от 14.05.2018 N 32-ЗРТ)

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 1 статьи 10 настоящего Закона, руководитель органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

3. О результатах рассмотрения обращения гражданину направляется ответ в течение трех дней с момента принятия по нему соответствующего решения, но не позднее сроков, определенных частями 1 и 2 настоящей статьи.

Статья 9. Неразглашение сведений, ставших известными органам или должностным лицам, в связи с рассмотрением обращений граждан

1. При рассмотрении обращений граждан запрещается без согласия обратившегося использование и распространение сведений о его частной жизни, а также не допускается разглашение сведений о его фамилии, имени, отчестве, месте жительства, работы или учебы.

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Статья 10. Обязанность представления письменных доказательств

Статья 10. Обязанность представления письменных доказательств

1. Орган или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу органа или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

2. Должностные лица, виновные в умышленном непредставлении истребуемых доказательств, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 11. Организация личного приема граждан

Статья 11. Организация личного приема граждан

1. Личный прием граждан в органах проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами.

2. При организации личного приема граждан в органах учитываются требования к порядку личного приема граждан, установленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

3. Прием должен проводиться в установленные дни и часы, в удобное для граждан время, в необходимых случаях — в вечерние часы, по месту работы и жительства. При этом должны быть установлены дни (не менее двух дней в месяц) и часы приема руководителями органов.

4. Информация о месте приема, установленных для приема днях и часах, контактных телефонах должностных лиц, ответственных за подготовку приема граждан, доводится до сведения граждан через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и (или) средства массовой информации. Указанная информация также размещается в общедоступных местах в зданиях органов.

(часть 4 в ред. Закона РТ от 14.05.2018 N 32-ЗРТ)

5. На каждого гражданина, записавшегося на прием, заполняется карточка личного приема, в которой указываются:

1) фамилия, имя и отчество обратившегося;

2) адрес его места жительства;

3) фамилия должностного лица, ведущего прием;

4) иные необходимые сведения.

6. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность.

7. В случае, если изложенные в ходе личного приема в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно должностным лицом, осуществляющим прием, о чем делается запись в карточке личного приема, которая подтверждается личной подписью заявителя. В случае отсутствия согласия гражданина на устный ответ или отказа от подтверждения личной подписью записи о таком согласии дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

(часть 7 в ред. Закона РТ от 14.05.2018 N 32-ЗРТ)

8. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассматривается в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и настоящим Законом.

9. Правом на первоочередной личный прием в органах в дни и часы, установленные для личного приема граждан, обладают:

1) инвалиды I, II групп и (или) их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель);

2) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации, ветераны боевых действий;

(в ред. Закона РТ от 14.05.2018 N 32-ЗРТ)

3) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

4) граждане, пришедшие на прием с детьми в возрасте до трех лет.

10. При личном приеме граждане, указанные в пунктах 1 — 4 части 9 настоящей статьи, предъявляют документ, подтверждающий их право на первоочередной личный прием.

11. Руководители органов могут определять дополнительные категории граждан, имеющих право на первоочередной личный прием.

12. В случае, если правом на первоочередной личный прием одновременно обладают несколько граждан, прием указанных граждан осуществляется в порядке их явки на личный прием.

Статья 12. Право на обжалование

Статья 12. Право на обжалование

Гражданин, не согласный с решением, принятым по его предложению, заявлению, жалобе, имеет право обжаловать это решение в тот орган или тому должностному лицу, которым непосредственно подчинены орган или должностное лицо, принявшие обжалуемое решение, или в суд.

Статья 13. Предложения, направленные на совершенствование законодательства

Статья 13. Предложения, направленные на совершенствование законодательства

1. Граждане могут обращаться с предложениями по совершенствованию законодательства Республики Татарстан ко всем субъектам права законодательной инициативы, определенным Конституцией Республики Татарстан.

2. Предложения по совершенствованию законодательства изучаются, обобщаются, рассматриваются соответствующими органами и должностными лицами и могут учитываться при разработке законопроектов или при составлении планов законопроектных работ.

Статья 14. Обязанности органа и должностного лица по рассмотрению заявления

Статья 14. Обязанности органа и должностного лица по рассмотрению заявления

Орган и должностное лицо, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных в заявлении вопросов, обязаны:

1) рассмотреть заявление по существу в сроки, установленные законодательством;

2) учитывать исполнение ранее принятых решений по заявлению гражданина;

3) принять обоснованное решение и обеспечить его исполнение;

4) сообщить гражданину, подавшему заявление, о результатах рассмотрения заявления и принятом по нему решении в срок, установленный законодательством;

5) в случае неудовлетворения требований, изложенных в заявлении, в письменной форме довести до сведения гражданина, подавшего заявление, мотивы отказа, а также указать орган или должностное лицо, которым можно обжаловать принятое по заявлению решение.

Статья 15. Права гражданина при рассмотрении обращения

Статья 15. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения органом или должностным лицом гражданин имеет право:

1) лично изложить доводы лицу, рассматривающему обращение;

2) получать в соответствующем структурном подразделении органа или у соответствующего должностного лица информацию в устной (в том числе по телефону) или электронной форме о регистрации письменного обращения, а также о сроках его рассмотрения;

3) на удостоверение факта приема письменного обращения путем проставления подписи с указанием даты, фамилии и инициалов на втором представленном гражданином экземпляре обращения уполномоченным лицом (должностным лицом) органа, принявшим обращение;

4) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

5) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

6) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 4 настоящего Закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

(в ред. Закона РТ от 14.05.2018 N 32-ЗРТ)

7) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения;

9) обжаловать решение, принятое по обращению;

10) пользоваться услугами представителя;

11) на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органа или должностного лица при рассмотрении обращения, в порядке, установленном законодательством.

Статья 16. Обязанности органа или должностного лица по рассмотрению жалобы

Статья 16. Обязанности органа или должностного лица по рассмотрению жалобы

Орган или должностное лицо, в компетенцию которых входит рассмотрение соответствующей жалобы, обязаны:

1) принять и зарегистрировать жалобу;

2) рассмотреть жалобу по существу в срок, установленный законодательством, объективно и своевременно проверить все доводы и факты, приведенные в жалобе;

3) в случае необходимости запрашивать, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других органах и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия, а также запрашивать объяснения у должностных лиц, приглашать свидетелей и экспертов;

4) принять мотивированное и основанное на настоящем Законе решение по жалобе и обеспечить его реальное исполнение;

5) сообщить гражданину о результатах рассмотрения жалобы и принятом по ней решении в срок, установленный законодательством, в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или устной форме по согласованию с ним.

Статья 17. Решение по жалобе

Статья 17. Решение по жалобе

Решение по жалобе должно содержать изложение мотивов и фактов, которые положены в основу решения, ссылки на конкретные статьи закона или иного нормативного правового акта; в необходимых случаях указание об отмене или изменении обжалуемого решения, срок исполнения принятого решения; указание о необходимости привлечения должностного лица, принявшего незаконное решение или совершившего незаконное действие (бездействие), к установленной законодательством ответственности, а также порядок обжалования принятого решения.

Статья 18. Последствия принятия решения по жалобе

Статья 18. Последствия принятия решения по жалобе

1. В случае, если жалоба признана подлежащей удовлетворению полностью или частично, орган или должностное лицо, вынесшие решение по жалобе, обязаны принять необходимые меры по восстановлению нарушенного права гражданина, а также по просьбе гражданина проинформировать о принятом решении заинтересованных лиц.

2. В случае, если недостоверные или порочащие гражданина сведения были опубликованы в средствах массовой информации, орган или должностное лицо, предоставившие эти сведения, обязаны принять меры по опубликованию опровержения в порядке, установленном законодательством.

Статья 19. Рассмотрение обращений граждан, принятых по телефонам «прямых линий» и «горячих линий» органов

Статья 19. Рассмотрение обращений граждан, принятых по телефонам «прямых линий» и «горячих линий» органов

1. Органы в целях обеспечения реализации права граждан на получение информации о своей деятельности, а также для принятия обращений граждан могут организовывать работу «прямых линий» и «горячих линий».

2. Обращения, принятые по телефонам «прямых линий» и «горячих линий» органов, подлежат регистрации в сроки, установленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и настоящим Законом.

3. Должностное лицо органа, уполномоченное на осуществление приема обращений граждан по телефонам «прямых линий» и «горячих линий», регистрирует обращение гражданина и формирует карточку обращения с указанием контактного телефона и (или) адреса электронной почты (при их наличии) обратившегося, сути вопроса, даты и времени поступления обращения.

(в ред. Закона РТ от 14.05.2018 N 32-ЗРТ)

4. Сведения, содержащиеся в карточке обращения, направляются в соответствующие органы, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

(в ред. Закона РТ от 14.05.2018 N 32-ЗРТ)

5. Работа «прямых линий» и «горячих линий» осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, принимаемыми органами.

Статья 20. Дополнительные гарантии права граждан на получение письменного ответа на коллективное обращение

Статья 20. Дополнительные гарантии права граждан на получение письменного ответа на коллективное обращение

1. Письменный ответ на коллективное обращение граждан направляется лицу, указанному в обращении в качестве получателя ответа или представителя коллектива граждан, подписавших обращение.

2. Если получатель ответа в коллективном обращении не определен, ответ направляется первому гражданину в списке обратившихся (подписавшихся), указавшему свой почтовый адрес или адрес электронной почты.

(в ред. Закона РТ от 14.05.2018 N 32-ЗРТ)

3. В случае, если просьба о направлении ответа на коллективное обращение выражена несколькими обратившимися (подписавшимися) лицами, копия ответа направляется каждому из них по указанным ими почтовым адресам, адресам электронной почты.

(в ред. Закона РТ от 14.05.2018 N 32-ЗРТ)

Статья 21. Рассмотрение обращений граждан по фактам коррупционной направленности

Статья 21. Рассмотрение обращений граждан по фактам коррупционной направленности

1. В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Законом Республики Татарстан от 4 мая 2006 года N 34-ЗРТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» граждане вправе направлять обращения по фактам коррупционной направленности в органы.

2. Обращения граждан по фактам коррупционной направленности включают в себя сведения о фактах коррупции и вымогательства, ущемления прав и законных интересов граждан, нарушения требований к служебному поведению, а также совершения иных деяний, содержащих признаки злоупотребления служебным положением.

3. При наличии в поступившем обращении сведений о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, такое обращение направляется в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

4. Должностные лица, работающие с обращениями граждан по фактам коррупционной направленности, несут в установленном порядке персональную ответственность за сохранность служебной информации и сведений конфиденциального характера в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Порядок работы с обращениями граждан по фактам коррупционной направленности устанавливается нормативными правовыми актами органов.

Статья 22. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Статья 22. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством.

Глава 3. Заключительные положения

Статья 23. Контроль за соблюдением настоящего Закона

Статья 23. Контроль за соблюдением настоящего Закона

1. Органы и должностные лица обязаны в пределах своих полномочий осуществлять контроль за соблюдением порядка и сроков рассмотрения обращений, направления письменных ответов на обращения, в том числе проводить в подведомственных органах и организациях проверки деятельности по рассмотрению обращений граждан, организации личного приема и личного выездного приема граждан, исполнения ранее принятых ими решений по обращениям, а также принимать меры по устранению выявленных нарушений.

2. В целях выявления и устранения причин, влияющих на поступление обращений граждан, органы и должностные лица обязаны периодически (не реже одного раза в год) осуществлять обобщение и проводить анализ поступивших обращений граждан. Указанный анализ должен содержать информацию о количестве поступивших, переадресованных и рассмотренных письменных обращений, обращений в форме электронного документа, о местах, днях и часах приема граждан, о количестве граждан, принятых на личном приеме, об уполномоченных лицах по личному приему граждан и личном выездном приеме, о тематике обращений, о принятых по результатам рассмотрения обращений мерах, в том числе информацию о принятых нормативных правовых и иных актах (при наличии).

3. Порядок проведения анализа поступивших обращений граждан устанавливается нормативным правовым актом соответствующего органа.

4. Анализ поступивших обращений граждан, а также разъяснения по наиболее актуальным вопросам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, размещаются органами на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

(часть 4 в ред. Закона РТ от 14.05.2018 N 32-ЗРТ)

Президент
Республики Татарстан
М.Ш.ШАЙМИЕВ

Казань, Кремль
12 мая 2003 года
N 16-ЗРТ

Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» (с изменениями на 9 декабря 2019 года)

Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан»

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ
Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан»

(с изменениями на 9 декабря 2019 года)

Принят
Государственным Советом
Республики Татарстан
24 декабря 2012 года

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон) определяет порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также — дети-сироты, ребенок-сирота), жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат:

1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;

2) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.

1.1. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

(часть 1.1 введена Законом РТ от 01.03.2019 N 20-ЗРТ)

2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным Кабинетом Министров Республики Татарстан органом исполнительной власти Республики Татарстан (далее — уполномоченный орган) по месту их жительства на территории Республики Татарстан.

(часть 2 в ред. Закона РТ от 01.03.2019 N 20-ЗРТ)

2.1. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 24 квадратных метров. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

(часть 2.1 введена Законом РТ от 01.03.2019 N 20-ЗРТ; в ред. Закона РТ от 09.12.2019 N 94-ЗРТ)

3. В случае отсутствия на момент предоставления жилого помещения детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда по месту их жительства в границе соответствующего населенного пункта указанным лицам с их согласия предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда в другом населенном пункте в границах Республики Татарстан.

4. Утратила силу. — Закон РТ от 01.03.2019 N 20-ЗРТ.

Статья 2. Формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда

(в ред. Закона РТ от 01.03.2019 N 20-ЗРТ)

1. Уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, формирует список детей-сирот и лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 и частями 1 и 1.1 статьи 3 настоящего Закона. Лица, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Закона, включаются в этот список по достижении возраста 14 лет.

2. Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда.

3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

4. Дети-сироты исключаются из списка в случаях, установленных частью 3.1 статьи 8 Федерального закона.

Статья 2.1. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях

(в ред. Закона РТ от 01.03.2019 N 20-ЗРТ)

1. Проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями и членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, установленных частью 4 статьи 8 Федерального закона, а также в случаях проживания в таких жилых помещениях лиц:

1) не являющихся членами семьи этих детей-сирот, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением;

2) бывших усыновителей этих детей-сирот, если усыновление отменено;

3) признанных в установленном законодательством порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности;

4) имеющих или имевших судимость либо подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

5) больных хроническим алкоголизмом, наркоманией и психическими заболеваниями и состоящих на учете в соответствующих медицинских организациях.

2. Решение об установлении факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях принимается межведомственной комиссией, созданной уполномоченным органом (далее — комиссия), на основании письменного заявления лица, указанного в пункте 2 части 1 статьи 1 настоящего Закона, либо его законного представителя и документов, прилагаемых к нему.

3. Требования к заявлению и перечень документов, прилагаемых к нему, состав комиссии, порядок рассмотрения комиссией заявления и документов, порядок принятия решения по результатам такого рассмотрения устанавливаются уполномоченным органом. При этом общий срок рассмотрения комиссией заявления и документов, представленных лицом, указанным в пункте 2 части 1 статьи 1 настоящего Закона, либо его законным представителем не может превышать 14 дней со дня их представления.

4. Решение комиссии оформляется в виде заключения и может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.

Статья 3. Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда

(в ред. Закона РТ от 01.03.2019 N 20-ЗРТ)

1. Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются лицам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

(часть 1 в ред. Закона РТ от 01.03.2019 N 20-ЗРТ)

1.1. Лицам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Закона и достигшим возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

(часть 1.1 введена Законом РТ от 01.03.2019 N 20-ЗРТ)

2. Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются лицам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

(часть 2 в ред. Закона РТ от 01.03.2019 N 20-ЗРТ)

3. Утратила силу. — Закон РТ от 01.03.2019 N 20-ЗРТ.

4. Заявление о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда подается лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, в уполномоченный орган.

(часть 4 в ред. Закона РТ от 01.03.2019 N 20-ЗРТ)

5. Не позднее 15 дней с даты подачи заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении жилого помещения и заключает договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.

Уполномоченный орган по решению Кабинета Министров Республики Татарстан и на основании соглашения со специализированной организацией (республиканской некоммерческой организацией), осуществляющей реализацию Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан», может поручить последней совершить от имени уполномоченного органа действия по фактическому предоставлению жилых помещений детям-сиротам и заключению с ними вышеуказанных договоров.

(абзац введен Законом РТ от 28.10.2013 N 84-ЗРТ)

5.1. В жилые помещения, предоставленные детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения.

(часть 5.1 введена Законом РТ от 01.03.2019 N 20-ЗРТ)

5.2. В случае смерти лиц, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, орган исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в части 5.1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном статьей 5 настоящего Закона.

(часть 5.2 введена Законом РТ от 01.03.2019 N 20-ЗРТ)

6. Утратила силу. — Закон РТ от 01.03.2019 N 20-ЗРТ.

7. Оплата жилых помещений и коммунальных услуг детьми-сиротами, занимающими жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот, производится по тарифам, установленным для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма.

8. Дети-сироты, занимающие жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения и признанные в установленном Законом Республики Татарстан от 13 июля 2007 года N 31-ЗРТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» порядке малоимущими, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

9. В случае отсутствия свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде для детей-сирот уполномоченный орган обеспечивает временное проживание детей-сирот в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Кабинетом Министров Республики Татарстан.

10. При расторжении или прекращении договора найма специализированного жилого помещения, за исключением случаев заключения договора социального найма, жилое помещение предоставляется иному нуждающемуся в обеспечении жилым помещением лицу в соответствии с настоящим Законом.

Статья 4. Обеспечение сохранности жилых помещений детей-сирот

(в ред. Закона РТ от 01.03.2019 N 20-ЗРТ)

Уполномоченный орган во взаимодействии с иными заинтересованными органами исполнительной власти Республики Татарстан в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Татарстан, осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществляет контроль за распоряжением ими.

Статья 5. Порядок заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый срок, порядок заключения договора социального найма в отношении предоставленного жилого помещения

(в ред. Закона РТ от 01.03.2019 N 20-ЗРТ)

1. За три месяца до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения уполномоченный орган проводит проверку условий жизни нанимателя по указанному договору в целях определения наличия обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

(часть 1 в ред. Закона РТ от 01.03.2019 N 20-ЗРТ)

2. По результатам проверки уполномоченный орган выносит заключение о наличии либо об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

3. Заключение уполномоченного органа должно содержать вывод об обоснованности заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый срок или заключения договора социального найма занимаемого нанимателем жилого помещения.

4. За 30 дней до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения уполномоченный орган на основании заключения о наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, принимает решение о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый срок, о чем ребенок-сирота уведомляется в течение 10 дней со дня принятия решения.

(в ред. Закона РТ от 01.03.2019 N 20-ЗРТ)

4.1. Не позднее 30 дней со дня принятия решения, указанного в части 4 настоящей статьи, уполномоченный орган заключает с ребенком-сиротой договор найма специализированного жилого помещения на новый срок.

(часть 4.1 введена Законом РТ от 01.03.2019 N 20-ЗРТ)

5. На основании заключения об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, уполномоченный орган не позднее 30 дней до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения принимает решение о заключении договора социального найма этого жилого помещения, о чем ребенок-сирота уведомляется в течение 10 дней со дня принятия решения.

(в ред. Закона РТ от 01.03.2019 N 20-ЗРТ)

5.1. Не позднее 30 дней со дня принятия решения, указанного в части 5 настоящей статьи, или наступления обстоятельства, указанного в части 5.2 статьи 3 настоящего Закона, орган исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, принимает решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключает с ребенком-сиротой или с лицами, указанными в части 5.1 статьи 3 настоящего Закона, договор социального найма этого жилого помещения.

(часть 5.1 введена Законом РТ от 01.03.2019 N 20-ЗРТ)

6. Указанные в частях 4 и 5 настоящей статьи решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

7. Утратила силу. — Закон РТ от 01.03.2019 N 20-ЗРТ.

Статья 5.1. Информационное обеспечение предоставления детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений

(введена Законом РТ от 23.12.2017 N 98-ЗРТ)

Информация о предоставлении в соответствии с настоящим Законом детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение (получение) указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статья 6. О внесении изменения в Закон Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан»

«5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном законодательством Республики Татарстан.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются Кабинетом Министров Республики Татарстан.».

Статья 7. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.

3. Кабинету Министров Республики Татарстан принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона, в течение 30 дней со дня вступления в силу настоящего Закона.

Президент
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ

Казань, Кремль

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *