Акт списания материалов

Акт списания материальных ценностей

Активы организации, которые имеют вещественную форму, часто именуются материальными ценностями. К ним относятся, в частности, основные средства, материалы, товары, готовая продукция.

Те материальные ценности, которые не могут быть использованы по назначению, не способны принести организации доход в будущем или выбывают, подлежат списанию. Списание материальных ценностей имеет место в случаях их продажи, передачи в качестве вклада в уставный капитал другой организации, выявления недостачи или порчи при инвентаризации и т.д. Операции по списанию материальных ценностей подразумевают кредитование счетов учета соответствующих активов. В частности, счетов 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и др. (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Основанием для отражения бухгалтерских записей по списанию материальных ценностей являются первичные учетные документы (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Как составить акт на списание материальных ценностей, расскажем в нашей консультации.

Форма акта списания материальных ценностей

Форма акта на списание материальных ценностей зависит от вида списываемых активов. Ведь для отдельных случаев списания утверждены унифицированные бланки. И хотя они не являются обязательными к применению, удобно использовать именно их (Информация Минфина № ПЗ-10/2012). Тем более учитывая, что использование именно унифицированных форм первичных учетных документов часто предусмотрено большинством бухгалтерских программ.

Так, при продаже материалов или товаров обычно используется унифицированная форма товарной накладной (форма № ТОРГ-12, утв. Постановлением Госкомстата от 25.12.1998 № 132). Такая накладная составляется в 2 экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, которая сдает товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. А второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования ценностей.

В том случае, когда необходимо оформить порчу, потерю качества товаров, не подлежащих дальнейшей реализации, может составляться в 3 экземплярах унифицированная форма № ТОРГ-16 «Акт о списании товаров» (утв. Постановлением Госкомстата от 25.12.1998 № 132). Первый экземпляр акта направляется в бухгалтерию и является основанием для списания с потерь ТМЦ с материально ответственного лица, второй экземпляр остается в подразделении, третий — у МОЛ.

Для оформления и учета списания пришедших в негодность основных средств Постановлением Госкомстата от 21.01.2003 № 7 утверждены следующие унифицированные формы:

  • № ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»;
  • № ОС-4а «Акт о списании автотранспортных средств»;
  • № ОС-4б «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)».

Указанные формы составляются в 2 экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации и утверждаются руководителем. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность объектов ОС, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

Как в указанных выше случаях списания, так и в иных ситуациях форму акта для списания материальных ценностей организация может разработать самостоятельно. При этом может обратиться, например, даже к форме акта списания материальных ценностей (образец по форме 0504230), который применяется государственными (муниципальными) учреждениями (Приказ Минфина от 30.03.2015 № 52н).

Какую бы форму организация ни выбрала, ее необходимо закрепить в Учетной политике в целях бухгалтерского учета. Примерную форму акта списания материальных ценностей (бланк) скачать бесплатно можно по приведенной ниже ссылке.

Приведем для акта списания товарно-материальных ценностей образец его заполнения.

Пред. / След. Скачать примерную форму акта о списании материальных ценностей (бланк) можно здесь. Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

  • Я подписчик: электронного журнала печатного журнала
  • Я не подписчик, но хочу им стать
  • Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Списание испорченных товаров в бухгалтерском и налоговом учете, когда виновное лицо не установлено

ИА ГАРАНТ

Организация применяет общую систему налогообложения. В результате протекания крыши склада товар потерял товарный вид. Виновных в протечке кровли лиц не установлено. Каков порядок списания испорченных товаров в бухгалтерском и налоговом учете? Необходимо ли восстанавливать НДС, ранее правомерно принятый к вычету по данным товарам?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Для списания испорченных товаров организации необходимо провести инвентаризацию. По результатам ее проведения стоимость испорченных и непригодных к дальнейшему использованию самой организацией или продаже (с уценкой) товаров списывается в бухгалтерском учете в состав прочих расходов.

Стоимость списываемых товаров также может быть учтена в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Восстанавливать НДС, ранее правомерно принятый к вычету, не требуется.

В акте на списание товаров в качестве причины можно указать: «Порча товаров вследствие протечки кровли на складе».

Обоснование позиции:

Бухгалтерский учет

Для отражения в бухгалтерском учете операций с материально-производственными запасами (МПЗ) организации следует руководствоваться:

— ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее — ПБУ 5/01);

— Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее — Методические указания);

— Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — План счетов).

Товары являются частью МПЗ (п. 2 ПБУ 5/01, п. 2 Методических указаний). Согласно п.п. 5, 12 ПБУ 5/01 товары принимаются к учету по фактической себестоимости, которая не подлежит изменению после их принятия к учету.

Выбытие МПЗ имеет место, в частности, в результате их порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий (п. 124 Методических указаний).

Пунктом 22 Методических указаний установлено, что при выявлении фактов порчи имущества, а также в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, в обязательном порядке проводится инвентаризация (смотрите также письмо Минфина России от 25.12.2015 N 07-01-12/76134).

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определен в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Указания по инвентаризации).

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, представители службы внутреннего аудита организации, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.) (п.п. 2.2, п. 2.3 Указаний по инвентаризации).

Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ). Поэтому списание испорченных товаров должно производиться в том отчетном периоде, в котором проходила инвентаризация.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации в первую очередь руководителем организации должен быть издан приказ о проведении внеплановой инвентаризации (ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. 1.5 Указаний по инвентаризации).

С учетом положений ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ для оформления приказа может быть использована форма N ИНВ-22 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88).

В приказе должно быть указано, какое имущество подлежит инвентаризации (например материально-производственные запасы, находящиеся на складе N..). В качестве причины проведения инвентаризации можно указать, например: «Выявление порчи имущества, вызванной протечкой кровли».

При проведении инвентаризации комиссия должна (п. 125 Методических указаний):

  • осмотреть МПЗ;

  • установить причину непригодности к использованию МПЗ (например, протечку кровли);

  • выявить виновных лиц или установить их отсутствие;

  • определить возможность использования МПЗ на другие цели или возможность их продажи;

  • оформить документацию по результатам инвентаризации, в том числе акт на списание МПЗ;

  • предоставить документацию на утверждение руководителю организации;

  • провести совместно с экономическими службами (специалистами) организации оценку рыночной стоимости МПЗ при понижении их физических свойств и определить стоимость отходов (утиля, лома и т.п.);

  • осуществить контроль за утилизацией непригодных к дальнейшему использованию МПЗ.

Первичными документами, являющимися основанием для отражения операции по выбытию товаров в результате порчи, могут быть (ч.ч. 1, 2, 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ):

  • документы по учету результатов инвентаризации (могут быть приняты за основу формы, предусмотренные постановлениями Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 и от 27.03.2000 N 26, такие как: инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3); сличительная ведомость (форма N ИНВ-19); ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26));

  • заключение о факте порчи запасов, полученное от соответствующих служб организации (отдела технического контроля, другой аналогичной службы) или специализированных организаций (п. 31 Методических указаний). Таким документом может являться «Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей» (можно взять за основу форму ТОРГ-15, утвержденную постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132);

  • акт на списание товаров (п. 126 Методических указаний), например по форме ТОРГ-16. В рассматриваемой ситуации в акте на списание товаров в качестве причины списания может быть указана: «Порча товаров вследствие протечки кровли на складе».

Стоимость МПЗ, которые выбывают в результате порчи, списываются с учета по фактической себестоимости. Стоимость выбывающих ценностей списывается с кредита счета 41 «Товары» (счета 10 «Материалы») в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» до появления у организации оснований, позволяющих покрыть недостачу за счет соответствующих источников (пп. «б» п. 29, п.п. 127, 128 Методических указаний).

Из п. 30 Методических указаний следует, что суммы, учтенные на счете 94, в зависимости от источников возмещения в дальнейшем списываются:

  • в пределах норм естественной убыли — на счета учета затрат или (и) на расходы на продажу (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» и др., 44 «Расходы на продажу»);

  • за счет виновных лиц;

  • на финансовые результаты организации (счет 91, субсчет «Прочие расходы»), в случае, если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них.

Потерявшие первоначальный вид и свойства МПЗ, которые могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой) одновременно приходуются организацией по рыночным ценам с учетом их физического состояния с уменьшением на эту сумму потерь от порчи (пп. «б» п. 29 Методических указаний).

С учетом изложенного полагаем, что операции по списанию товаров (материалов) в рассматриваемой ситуации могут сопровождаться следующими записями в учете:

Дебет 94 Кредит 41 (10)
— отражено списание фактической себестоимости испорченных товаров (материалов);

Дебет 10 (41) Кредит 94
— оприходованы по рыночной стоимости (с учетом физического состояния) МПЗ, которые могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой);

Дебет 91 Кредит 94
— отражено списание потерь от порчи товаров (материалов), непригодных к использованию, за счет финансового результата организации.

НДС

Для начала отметим, что п. 3 ст. 170 НК РФ установлен закрытый перечень ситуаций, при наступлении которых суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, подлежат восстановлению. Списание товаров в связи с невозможностью их использования в результате порчи к числу случаев, перечисленных в п. 3 ст. 170 НК РФ, не относятся. Следовательно, у организации отсутствует обязанность по восстановлению ранее предъявленных к вычету сумм НДС по таким товарам.

Судебные органы в своих решениях указывают, что закрытый перечень, установленный п. 3 ст. 170 НК РФ, не предусматривает необходимости восстановления НДС, ранее принятого к вычету, в случаях хищения товара или его недостачи, обнаруженной в процессе инвентаризации, списания брака, списания в случае порчи товара.

Так, в решении ВАС РФ от 19.05.2011 N ВАС-3943/11 рассматривался вопрос о правомерности позиции финансового ведомства, изложенной в письме Минфина России от 07.03.2007 N 03-07-15/29, о необходимости восстановления НДС, ранее правомерно принятого к вычету, в случае списания товаров с истекшими сроками годности. Суд указал, что списание товаров с истекшими сроками годности к числу случаев, перечисленных в п. 3 ст. 170 НК РФ, не относится. Согласно ст. 23 НК РФ на налогоплательщике лежит обязанность уплачивать законно установленные налоги. Следовательно, обязанность по уплате в бюджет ранее правомерно принятой к зачету суммы НДС должна быть предусмотрена законом.

Таким образом, оспариваемый п. 4 письма Минфина России судом был признан не соответствующим НК РФ, так как содержал положение, возлагающее на налогоплательщиков обязанность по восстановлению в бюджет ранее принятых к вычету сумм НДС, не предусмотренную НК РФ.

В отношении восстановления сумм НДС, ранее правомерно принятого к вычету, по товарам, в случае их дальнейшего выбытия в результате порчи и стихийных бедствий смотрите: постановления ФАС Московского округа от 15.07.2014 N Ф05-7043/14, ФАС Поволжского округа от 09.11.2012 N Ф06-8238/12, ФАС Северо-Кавказского округа от 18.11.2011 N Ф08-7089/11, ФАС Уральского округа от 22.01.2009 N Ф09-10369/08-С2.

Обращаем Ваше внимание, что в последнее время позиция уполномоченных органов начала меняться.

Так, в письме Минфина России от 23.08.2013 N 03-07-11/34617 указано, что, если уничтожение недоброкачественной продукции связано с необходимостью обеспечения безопасности производства и реализации доброкачественной продукции, суммы НДС, ранее принятые к вычету по уничтоженной продукции, восстанавливать не следует.

В письмах ФНС России от 17.06.2015 N ГД-4-3/10451@, от 21.05.2015 N ГД-4-3/8627@ также указано, что суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, при выбытии имущества в результате пожара, аварии восстановлению не подлежат, так как эти случаи п. 3 ст. 170 НК РФ не поименованы.

Приходя к данному выводу, налоговое ведомство ссылается на решение ВАС РФ от 23.10.2006 N 10652/06, в котором говорилось о недостаче товара, обнаруженной в процессе инвентаризации имущества (не о пожаре), а также на письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, направленное в нижестоящие налоговые органы для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097@. В нем говорится, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами ВС РФ, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети «Интернет» либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.

Также считаем нелишним привести разъяснения, данные в п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость». В нем отмечено, что при определении налоговых последствий выбытия (списания) имущества в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика (утрата имущества по причине порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и тому подобных событий), необходимо иметь в виду, что исходя из содержания п. 1 ст. 146 НК РФ такое выбытие не является операцией, учитываемой при формировании объекта налогообложения.

Однако налогоплательщик обязан зафиксировать факт выбытия и то обстоятельство, что имущество выбыло именно по указанным основаниям, без передачи его третьим лицам, поскольку в силу п. 1 ст. 54 НК РФ он обязан доказать наличие тех фактов своей хозяйственной деятельности, которые влияют на формирование финансового результата, служащего основанием для определения объема налоговой обязанности.

Таким образом, учитывая позицию судов, в том числе и ВАС РФ, а также в ряде случаев изменившуюся позицию контролирующих органов, считаем, что в рассматриваемой ситуации НДС, ранее правомерно принятый к вычету по товарам, списанным в результате порчи от затопления, восстанавливать не требуется.

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Так, согласно пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ.

Понятие естественной убыли дано в Методических рекомендациях по разработке норм естественной убыли, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 31.03.2003 N 95 (далее — Методические рекомендации). Под естественной убылью товарно-материальных ценностей понимается потеря (уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами), являющаяся следствием естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров.

При этом следует учитывать, что к естественной убыли не относятся технологические потери и потери от брака, а также потери товарно-материальных ценностей при их хранении и транспортировке, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств защиты товаров от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования (абзац 6 Методических рекомендаций).

Таким образом, потери товаров, вызванные протечкой кровли на складе, не являются естественной убылью, поэтому на основании пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ учтены быть не могут.

В соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам приравниваются также технологические потери при производстве и (или) транспортировке. При этом технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

Как видим, рассматриваемые нами товарные потери не связаны с особенностями технологического процесса и с особенностями процесса транспортировки, поэтому к технологическим потерям они не могут быть отнесены.

Отметим также, что в целях налогообложения прибыли к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 03.08.2011 N 03-03-06/1/448, от 20.06.2011 N 03-03-06/1/365, от 08.11.2010 N 03-03-06/1/695).

В рассматриваемой ситуации как таковой недостачи и хищений не было выявлено, а порча товаров вызвана протечкой кровли. Соответственно, в данном случае норма пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ не может применяться.

В соответствии с пп. 47 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся потери от брака. Однако, по мнению финансового ведомства, данный пункт применяется только для целей налогообложения прибыли у производителя товара (письмо Минфина России от 04.07.2011 N 03-03-06/1/387).

То есть по данному основанию организация не может списать потери в виде бракованного товара, приобретенного для продажи или изготовления готовой продукции.

Норма пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ, согласно которой в составе внереализационных расходов учитываются убытки в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, в рассматриваемой ситуации также не применяется, так как протечка кровли на складе не является чрезвычайной ситуацией или стихийным бедствием (п. 1 ст. 11 НК РФ, ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Межгосударственный стандарт «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95», утвержденный постановлением Госстандарта России от 25.05.1995 N 267).

Уполномоченные органы неоднократно отмечали, что в случае утилизации (списания) неликвидных товаров затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения прибыли (письма Минфина России от 21.07.2011 N 03-03-06/1/428, от 05.07.2011 N 03-03-06/1/397, от 14.06.2011 N 03-03-06/1/342, от 07.06.2011 N 03-03-06/1/332).

В то же время, по мнению КС РФ, выраженному в определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, законодатель оправданно отказался от закрытого перечня конкретных затрат налогоплательщика, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы, имея в виду многообразие содержания и форм экономической деятельности и видов возможных расходов, что при их детальном и исчерпывающем нормативном закреплении приводило бы к ограничению прав налогоплательщика, и предоставил налогоплательщикам возможность самостоятельно определить в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств и особенностей финансово-хозяйственной деятельности, относятся те или иные затраты к расходам в целях налогообложения либо нет. Здесь же говорится, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.

Арбитражная практика свидетельствует о том, что организациям удается отстоять правомерность учета в составе расходов в целях налогообложения прибыли стоимость испорченных материальных ценностей. Судьями при рассмотрении таких споров устанавливается, во-первых, направленность расходов на приобретение этих ценностей на извлечение дохода, во-вторых, надлежащее документальное подтверждение расходов от их списания (смотрите постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 N 09АП-29791/12, от 08.12.2011 N 09АП-31311/11 (оставлено без изменения постановлением ФАС Московского округа от 23.03.2012 N Ф05-1843/12 по делу N А40-65585/2011), ФАС Западно-Сибирского округа от 13.12.2010 по делу N А45-7702/2010).

Положения главы 25 НК РФ не содержат специальных норм, которые бы позволяли учесть стоимость испорченных МПЗ в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Вместе с тем перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и внереализационных расходов является открытым (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что позволяет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на иные экономически оправданные расходы.

Так, например, в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 N 14АП-10106/14 судьи пришли к выводу, что в силу указанных норм налогоплательщик вправе отнести на расходы стоимость товаров, сырья, не пригодных к дальнейшему использованию в производстве ввиду истечения срока хранения, порчи, иных подобных случаев, приведших к утрате потребительских свойств товара, сырья (смотрите также постановление ФАС Московского округа от 21.05.2013 N Ф05-4096/13 по делу N А40-81762/2012). ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 13.02.2008 N А56-7342/2007 указал на то, что расходы, связанные со списанием МПЗ, в том числе в связи с прекращением производства некоторых видов продукции, правомерно в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ отнесены организацией к внереализационным расходам (смотрите также постановления ФАС Северо-Западного округа от 11.09.2008 N А56-3652/2007, ФАС Уральского округа от 04.04.2005 N Ф09-1126/05АК).

В постановлении АС Северо-Кавказского округа от 18.05.2015 N Ф08-2580/15 по делу N А32-37604/2014 признано правомерным списание испорченных товаров на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Поскольку в рассматриваемой ситуации изначально МПЗ приобретались организацией для использования в деятельности, направленной на получение дохода, полагаем, что при надлежащем документальном оформлении организация может признать в расходах при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль стоимость списанных ценностей. При этом мы не исключаем претензии налоговых органов при проверке. В то же время у организации есть шансы отстоять свою позицию в суде. Иными словами, решение об учете в расходах при исчислении налога на прибыль стоимости испорченных при хранении МПЗ организация должна принять самостоятельно.

Напомним, что с целью снижения налоговых рисков организация может воспользоваться своим правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту своего учета за соответствующими письменными разъяснениями (пп. 1, пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений финансового ведомства или налоговых органов исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Рыночная стоимость, определенная с учетом физического состояния тех испорченных МПЗ, которые на основании решения комиссии организации могут быть использованы организацией или проданы (с уценкой), на момент оприходования данных ценностей признается внереализационным доходом (п. 8 ст. 250, пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ). Рыночная цена данных МПЗ должна быть подтверждена документально или путем проведения независимой оценки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Акт на списание материалов

Оформление акта на списание материалов требуется в тех случаях, когда имеющиеся на балансе организации материальные ценности и запасы по каким-либо причинам пришли в негодность. Списание происходит в строго установленном порядке и фиксируется в соответствующем акте.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта на списание материалов .docСкачать образец заполнения акта на списание материалов .doc

Порядок списания материалов

Для списания материальных ценностей требуется создание специальной комиссии. В ее состав входят материально ответственные лица, как правило, из разных структурных подразделений предприятия. Именно в их обязанность входит выявление и освидетельствование повреждений, дефектов или неисправностей оборудования, техники, мебели, хозяйственного инвентаря, инструментов и пр. ценностей, содержащихся на балансе организации.

После фиксации таких фактов, они уполномочены к оформлению акта о списании материалов. Как правило, в крупных организациях для подобных действий существуют специально разработанные четкие инструкции.

Для списания материалов необходимы веские основания, имеющие документальное подтверждение.

Списание материалов не может происходить без веских на то оснований, подтвержденных определенной доказательной базой. В частности, при процедуре списания материалов могут использоваться вспомогательные документы.

Итак, это:

  • отчеты о произведенной за определенный период продукции (ее объем, наименования и т.д.);
  • отчеты материально ответственных лиц об использованных материальных ценностях;
  • письменные документы о расходах материалов свыше установленных нормативов (с обоснованием этих фактов);
  • утвержденная калькуляция по нормам материальных затрат для изготовления единицы товара;
  • прочие финансовые и учетные документы.

Перед списанием материальных ценностей на предприятии должна быть проведена инвентаризации имущества с внесением её результатов в соответствующие документы.

Как правильно оформить акт о списании материалов

Данный документ в обязательном порядке должен содержать в себе сведения о предприятии и о членах комиссии по списанию: их должности, фамилии, имена, отчества, а также подробный перечень списываемых материалов, включая их количество и стоимость (поштучную и общую), причину списания. Комиссия назначается отдельным приказом руководителя организации, в нем же прописывается председатель комиссии. После внесения всех данных в акт по списанию каждый член комиссии должен поставить под документом свою подпись, тем самым удостоверяя, что вся информация в него внесена верно. Также, по завершении процедуры, акт должен заверить руководитель организации.

Акт о списании материалов имеет юридический статус, поскольку на основе него специалисты бухгалтерских отделов отражают балансовую стоимость списываемых материальных ценностей, а также непосредственную убыль предприятия из-за их утраты. В свою очередь эти сведения отражаются в налоговом учете юридического лица.

Акт не имеет унифицированного, стандартного образца, поэтому составляться он может в свободной форме либо по разработанному внутри организации шаблону, в соответствии с особенностями ведения ею деятельности и потребностями. Документ можно оформить на обычном листе А4 формата или же на фирменном бланке организации в единственном экземпляре, предназначенном для бухгалтерии предприятия (однако при необходимости, члены комиссии как материально-ответственные лица могут потребовать себе копии акта). Заверять его печатью необязательно, поскольку он относится к внутреннему документообороту и фиксируется в специальном журнале.

Инструкция по заполнению Акта на списание материалов

  • В верхнем правом углу документа вписываем наименование предприятия, а также должность, фамилию, имя, отчество руководителя, который, после оформления акта утвердит его.
  • Затем заполняем название документа, а также коротко передать его суть (в данном случае «о списании материалов»), поставить дату: число, месяц (прописью), год.
  • Далее переходим к составу комиссии по списанию: должность каждого сотрудника, фамилию, имя, отчество, а также зафиксировать факт списания материальных ценностей и указать причины их списания (непригодность к использованию, выявленные дефекты, завершенный срок амортизации, моральное устаревание и т.д.).


Во вторую часть акта нужно включить таблицу, в которой подробным образом перечислить все материалы, подвергшиеся списанию, их наименование, количество, цену одной штуки и общую стоимость списанных ценностей в целом. Если есть какие-либо примечания по списываемым материалам, их также нужно обозначить в таблице. Под таблицей нужно указать общую стоимость списанных материалов (цифрами и прописью), а после внесения всей необходимой информации в документ, каждый член комиссии подписывает его, и документ передаётся на подпись руководителю организации.

Питьевая вода для нужд офиса: учет и оформление

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Светлана Овчинникова и Дмитрий Игнатьев рассказывают о бухгалтерском и налоговом учете затрат на приобретение питьевой воды для нужд офиса, а также о документальном оформлении ее списания для организаций, применяющих общий режим налогообложения.

Организация (общий режим налогообложения) приобретает питьевую воду для офиса. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете данные расходы? Какие документы нужно оформить?

Налоговый учет

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ. Что конкретно подразумевается под обеспечением нормальных условий труда и какие затраты относятся к такому обеспечению, НК РФ не поясняет.

Согласно нормам трудового законодательства на работодателя возлагается обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 223 ТК РФ).

Статья 209 ТК РФ определяет условия труда как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

В ст. 212 ТК РФ перечислены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

При этом в ст. 163 ТК РФ содержится открытый перечень условий, обеспечивающих нормальные условия работы.

Заметим, что в п. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлена обязанность, в том числе юридических лиц, осуществлять, в частности, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов РФ к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, в целях предупреждения профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Таким образом, на наш взгляд, документально подтвержденные затраты организации на приобретение питьевой воды с целью обеспечения нормальных условий труда работников могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов.

При этом Минфин России по вопросу учета расходов организации на приобретение питьевой воды до 2012 года давал следующие разъяснения: «Если водопроводная вода не соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.1.41074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого снабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20) и опасна для использования в качестве питьевой, то затраты на приобретение питьевой воды для работников могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль» (смотрите, например, письма Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/43, от 10.06.2010 N 03-03-06/1/406).

Аналогичное мнение высказывали и налоговые органы. Так, в письме УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007411 налоговики указали, что при отсутствии справки Госсанэпиднадзора о несоответствии водопроводной воды, поступающей организации, требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и опасности ее использования в качестве питьевой воды затраты на приобретение природной питьевой воды и аренду кулеров могут быть признаны экономически неоправданными.

В указанных письмах финансовое ведомство приходит к выводу, что затраты организации на приобретение чистой питьевой воды и соответствующего оборудования для обеспечения необходимых условий труда работников могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, на основании ст. 264 НК РФ с учетом положений ст. 252 НК РФ.

При этом Минфин России ссылается на п. 18 Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н (далее — Типовой перечень).

В Типовом перечне (который является рекомендательным) указывается, что конкретный список мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

Отметим, что в п. 18 Типового перечня говорится о приобретении и монтаже установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой. То есть приобретение бутилированной воды данный пункт конкретно не обосновывает.

Таким образом, приведенные письма Минфина России, относящиеся к 2012 году, не содержат никаких дополнительных условий для учета затрат на приобретение воды в расходах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Поэтому полагаем, что при отсутствии у организации заключения санитарно-эпидемиологической службы, документально подтвержденные и обоснованные (экономически оправданные) расходы на приобретение питьевой воды могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Однако прежние разъяснения финансового ведомства (до вступления в силу Типового перечня) не отменены. Поэтому полностью исключать возможные претензии налоговых органов относительно признания организацией в налоговом учете расходов по приобретению питьевой воды при отсутствии соответствующего документа о непригодности водопроводной воды для питья, по нашему мнению, преждевременно.

На основании изложенного организация должна самостоятельно принять решение, учитывать или нет в целях налогообложения указанные затраты.

Что касается положительной для налогоплательщика арбитражной практики по данному вопросу, то она достаточно большая. Суды подтверждают правомерность включения налогоплательщиком расходов на приобретение питьевой воды для работников в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, в том числе при отсутствии заключения санитарно-эпидемиологической службы о непригодности водопроводной воды для питья (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 16.11.2010 по делу N А32-16552/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2010 N 09АП-14414/2010, Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 N 10АП-1912/2010, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 N 07АП-1823/10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2008 N А33-9419/2007-Ф02-902/2008 (определением ВАС РФ от 30.05.2008 N 6728/08 отказано в передаче данного дела на пересмотр в порядке надзора)).

Бухгалтерский учет

На основании п.п. 2 и 5 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее — ПБУ 5/01) питьевая вода принимается к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов (далее — МПЗ) по фактической себестоимости.

Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (п. 6 ПБУ 5/01).

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, определено, что МПЗ, приобретенные для собственных нужд, подлежат отражению в учете по дебету счета 10 «Материалы».

Соответственно, бухгалтерские проводки, отражающие поступление воды, будут следующими:

Дебет 10 Кредит 60 (76)

— оприходована поступившая от поставщика питьевая вода;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

— учтена сумма НДС (при наличии счета-фактуры, содержащего сумму НДС);

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

— сумма НДС принята к вычету (при соблюдении всех предусмотренных главой 21 НК РФ условий).

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходы, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

Следовательно, если затраты на приобретение питьевой воды рассматриваются организацией как расходы по обычным видам деятельности (в том случае, если организация принимает решение учитывать воду в целях налогообложения прибыли), то при передаче воды для потребления работниками в учете делается запись:

Дебет 20 (26) Кредит 10

— списана стоимость приобретенной питьевой воды.

Если же организация принимает решение приобретенную воду в целях налогового учета в составе расходов не отражать, то считаем, что расходы в виде стоимости питьевой воды признаются прочими и учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы»:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 10

— стоимость воды включена в состав прочих расходов;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 19

— сумма НДС учтена в составе прочих затрат.

Согласно п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (далее — ПБУ 18/02) данное ПБУ может не применяться субъектами малого предпринимательства.

В случае применения организацией ПБУ 18/02 в бухгалтерском учете следует отразить постоянное налоговое обязательство (п.п. 4, 7 ПБУ 18/02):

Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

— (стоимость затрат на воду, включая НДС (постоянная разница) х 20%) — отражено постоянное налоговое обязательство.

Документальное оформление

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Основанием для отражения стоимости приобретенной питьевой воды в бухгалтерском учете служат договор с поставщиком, отгрузочный документ поставщика (товарная накладная по форме N ТОРГ-12) и приходный ордер (форма N М-4).

Для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами применяется требование-накладная (форма N М-11).

Для документального оформления списания питьевой воды в производство, на наш взгляд, организация вправе использовать самостоятельно разработанную форму акта на списание материалов в производство, которая должна отвечать требованиям к первичным учетным документам, предъявляемым п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Для подтверждения обоснованности отнесения к расходам в целях налогообложения стоимости питьевой воды целесообразно оформить внутренние организационно-распорядительные документы, например, приказ руководителя. Можно также разработать корпоративные стандарты организации, содержащие правила, согласно которым, в частности, работники обеспечиваются питьевой водой для создания наиболее благоприятных условий труда.

Приемка и списание материалов: оформляем документы

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 7 июня 2013 г.

Содержание журнала № 12 за 2013 г.Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Сейчас не обязательно применять унифицированные формы первички, в том числе и предусмотренные для учета материалов и их движения. Поэтому организации потихоньку начинают перекраивать госкомстатовские формы под себя. И на этой волне в очередной раз бухгалтеры задаются вопросом: какой же документ будет основанием для принятия материалов к учету и их списания в расходы?

Говоря о материалах, мы рассмотрим и производственные материалы и сырье, и офисные материалы, к примеру канцтовары.

Документируем приход материалов в организацию

Оприходование материалов подразумевает не только их физическое получение материально-ответственным работником организации (к примеру, кладовщиком), но и отражение их на счетах бухучета (как правило, это проводка по дебету счета 10 «Материалы»).

Вариантов документального оформления несколько, и часто они зависят от ситуации, возникающей при приемке материалов, а также от структуры организации и принятой в ней системы внутреннего документооборота.

Приходный ордер по форме № М-4. Он применяется, если к качеству и ассортименту материалов нет замечаний. Только вот форма № М-4 довольно большая. Поэтому из нее с легкостью можно убрать некоторые реквизиты, не относящиеся к обязательным реквизитам первичного документап. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон о бухучете):

  • номера форм по ОКУД и ОКПО;
  • номер паспорта (есть смысл оставлять, только если вы приходуете материалы, содержащие драгоценные камни и металлы);
  • данные о страховой компании;
  • графа с кодом единицы измерения.

Штамп на накладной заменяет приходный ордер, проставляется в аналогичных ситуациях — когда приходуются материалы без каких-либо расхождений по количеству, качеству и ассортименту. В таком штампе должны быть основные реквизиты приходного ордера: кто получил, сколько, когдап. 49 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н (далее — Методические указания); Письмо Минфина от 29.10.2002 № 16-00-14/414; п. 4 ПБУ 1/2008.

Накладная ТОРГ-12, подписанная лицом, ответственным за хранение материалов, к примеру кладовщиком. В этом случае составлять приходный ордер или иной заменяющий его документ смысла нет.

Акт о приемке материалов по форме № М-7. Его надо составлять, если в накладной от поставщика написано одно, а поступило что-то другое (к примеру, поставлены материалы не в том количестве, ассортименте или не того качества). Такой акт вам понадобится и при принятии материалов на ответственное хранение. Форму № М-7 тоже можно подчистить, убрав ненужные вам реквизиты (к примеру, «Название страховой компании», «Дата отправки продукции…», «Дата и номер телефонограммы о вызове отправителя (заготовителя)», «Количество мест», «Вид упаковки», «Код единицы измерения», «Номер паспорта»). В то же время в договоре между вашей организацией и поставщиком может быть прописано, что для фиксации выявленных расхождений составляется какой-то другой документ.

Для приемки материалов, как полностью соответствующих условиям поставки, так и полученных с выявленными расхождениями, можно разработать и использовать единый, универсальный документ:

  • взять за основу классический приходный ордер (по форме № М-4, убрав из нее ненужные реквизиты);
  • дополнить то, что получилось, реквизитами, которые могут понадобиться при выявлении расхождений в количестве и качестве принимаемых материалов (их можно взять из формы № М-7).

ВЫВОД

При оприходовании материалов важно сделать документ, во-первых, подтверждающий сам факт оприходования, а во-вторых, соответствующий правилам документооборота, установленным в вашей организации.

Выдаем материалы со склада

Со склада организации в какое-либо подразделение материалы тоже выдаются не под честное слово. Раньше для отпуска со склада использовали такие унифицированные документы:

  • <или>требование-накладную (форма № М-11) — при отпуске материалов со склада, если в организации нет лимитов на их получение;
  • <или>лимитно-заборную карту (форма № М-8) — если в организации такие лимиты установлены;
  • <или>накладную на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) — при передаче их в другое территориально обособленное подразделение компании (к примеру, в филиал, у которого есть свой склад).

Эти же документы можно составлять и в 2013 г., «разгрузив» их от ненужных реквизитов. А можно разработать собственную — универсальную форму. Для этого возьмите ту форму, которую ранее (до 2013 г.) вы чаще всего использовали и оптимизируйте ее (уберите ненужные реквизиты и добавьте реквизиты, которые могут вам понадобиться).

Списываем на расходы производственные сырье и материалы

Бухгалтерский учет. После того как материалы отпущены со склада для использования в производстве, их стоимость списывается со счета 10 «Материалы» и отражается по дебету счетов учета затратп. 93 Методических указаний.

Но бывает так, что переданные в цех или на рабочий участок сырье и материалы не были использованы для производства продукции. То есть они просто «переехали» со склада и на новом месте хранятся, ожидая своего часа. С экономической точки зрения их стоимость вообще не должна учитываться в качестве расходов текущего месяца. Но отслеживать использование материалов — дело не бухгалтеров, а экономистов или производственников. Поэтому в таких ситуациях целесообразно составлять акт расхода материалов. В Методических указаниях по бухучету МПЗ сказано, что он нужен лишь тогда, когда при отпуске материалов со склада не было указано их назначение: для какого конкретного заказа или вида продукции они полученыпп. 97, 98 Методических указаний.

Отпуск таких материалов со склада в производственное подразделение лучше отражать как внутреннее перемещение. Используя для этого специальные субсчета 10-«Ма­териалы на складе» и 10-«Ма­териалы в цехе».

Но во многих организациях акты расхода сырья и материалов составляют ежемесячно. Причем независимо от того, было указано их целевое назначение при получении со склада или нет.

В налоговом учете ситуация аналогичная. Более того, в Налоговом кодексе есть прямая норма: стоимость материалов, не использованных при производстве продукции, не может быть учтена при расчете общей суммы материальных расходов текущего месяцап. 5 ст. 254, статьи 318, 319 НК РФ.

Как видите, если вы будете следить за расходованием материалов, это позволит вам не только добиться большей достоверности в бухучете, но и правильно рассчитать налог на прибыль.

СОВЕТ

Если материалы не сразу идут в производство, а лишь перемещаются со склада в цех для хранения, не спешите со списанием их стоимости на счет 20 «Основное производство». Так вы можете завысить сумму прямых расходов текущего месяца, что может исказить ваш бухучет, а вслед за ним — и учет налоговый (если он ведется на основе бухгалтерского). Акт расхода материалов поможет вам обосновать расходы как в налоговом учете, так и в бухгалтерском. И у проверяющих — инспекторов и аудиторов — будет меньше вопросов.

«Непроизводственные» материалы и канцтовары

К учету производственных материалов, как правило, относятся достаточно серьезно. А вот офисным материалам (в частности, канцтоварам) бухгалтеры часто уделяют недостаточно внимания. К организации их документооборота применяют разные подходы.

ПОДХОД 1. При покупке материалов через подотчетного работника и его траты подтверждаются, и материалы приходуются, и на расходы они списываются на основании авансового отчета и первичных документов, доказывающих их покупку. Но это неправильно.

ОБМЕН ОПЫТОМ

ЕФРЕМОВА Анна Алексеевна Генеральный директор аудиторской фирмы ООО «Вектор развития»

“Любое имущество, включая канцтовары и прочее, должно быть оприходовано. Сразу отражать списание их стоимости на счетах затрат — ошибка, которая приводит к риску, в частности по налогу на прибыль. Риск, естественно, возрастает по мере роста суммы операции. Списывать материалы и канцтовары на затраты на основании накладной поставщика или товарного чека магазина не получится — эти документы говорят только о поступлении материалов в организацию. Должны быть дополнительные документы, оформляющие их расход”.

ПОДХОД 2. Если в требовании-накладной или лимитно-заборной карте, по которой получены материалы, указано, где они будут использоваться и для чего, то акт об использовании таких материалов составлять не нужноп. 98 Методических указаний. А если при выдаче материалов со склада цель их использования не была ясна, то составляется акт расхода.

То есть это такой же подход, как при списании на расходы производственных материалов. Он безопасен, если материалы не выдаются в отделы или иные структурные подразделения про запас, а сразу начинают использоваться. Взяли, к примеру, 10 авторучек и раздали их пяти офисным работникам. Зачем еще составлять акт о том, что ручки начали использоваться в рабочих целях? Это же нерационально. Поэтому на дату выдачи материалов со склада их стоимость списывается на счета учета затрат.

Но если материалов выдано со склада довольно много, могут возникнуть вопросы об обоснованности списания их стоимости на расходы. Рассмотрим такой пример. 29 апреля в бухгалтерию небольшой организации передано 10 коробок с бумагой формата А4, в каждой коробке — по пять пачек бумаги. Итого — 50 пачек. Понятно, что у среднестатистической небольшой организации в конце месяца вся эта бумага просто физически не может быть использована для рабочих целей. Исключения, конечно, возможны — к примеру, необходимо сделать копии большого количества документов по запросу налоговой инспекции. Но если ничего экстраординарного нет, то признание в расходах всей стоимости переданной в бухгалтерию бумаги в апреле неоправданно. Причем как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

“На сегодняшний день как для целей внутреннего контроля, так и для целей снижения налоговых рисков сохраняются ранее действовавшие правила.

Списать оприходованное имущество на затраты можно сразу же, а можно по мере его фактического расходования (это зависит от суммы операции — таково требование рациональности учета). Например, никто не будет дожидаться, когда кончатся чернила в шариковой ручке, чтобы выдать работнику новую, но вот новый калькулятор выдадут не раньше какого-то периода времени после выдачи старого. Также вряд ли правильно сразу списывать на затраты единовременно 25 коробок бумаги, купленной про запас, если в организации работает два человека (директор и бухгалтер) и объем документооборота незначителен”.

ЕФРЕМОВА Анна Алексеевна
Генеральный директор ООО «Вектор развития»

ПОДХОД 3. Акт о расходе материалов нужен всегда, причем независимо от того, было ли указано при отпуске со склада их целевое использование или нет. Ведь то, что материалы отпущены со склада в другое подразделение, еще не говорит о том, что они начали использоваться. Последний приведенный пример — тому подтверждение. Это наиболее осторожный вариант.

“Каким документом оформлять расход — актом или еще чем-то — определяет сам бухгалтер и устанавливает это в учетной политике.

К тому же по канцтоварам «кладовщиком» часто является секретарь или офис-менеджер. Имущество передается ему при приходовании. А передача канцтоваров конечному получателю — инженеру, бухгалтеру или иному офисному работнику — означает их списание на затраты. Ведь контролировать и формировать отдельный документ о том, как они израсходовали бумагу, карандаши, маркеры или файлы, как правило, нет никакой необходимости (если они получили их в разумных количествах)”.

ЕФРЕМОВА Анна Алексеевна
Генеральный директор ООО «Вектор развития»

Не забудьте о том, что формы всех используемых первичных документов, том числе и акта расхода, руководитель должен утвердить или отдельным приказом, или в приложении к учетной политике.

***

После того как бухгалтерия получит количественные данные об использованных материалах, нужно будет определить стоимость их списания. Как правило, для этого создается отдельный регистр. Напомним, что стоимость списания материалов определяется одним из способов, утвержденных учетной политикой:

  • в бухучете — по стоимости единицы, по средней стоимости или способом ФИФО;
  • в налоговом учете — по стоимости единицы, по средней стоимости, способом ФИФО или ЛИФО.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Документооборот»:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *