Без путевого листа

Энциклопедия решений. Путевой лист: кому и зачем нужен

Путевой лист

Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», далее — УАТ).

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях. Его обязательные реквизиты и порядок заполнения должны применяться всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи (п.п. 2, 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152).

Часть 2 ст. 6 УАТ запрещает перевозить пассажиров и грузы без оформления путевого листа на транспортное средство.

При перевозках грузов путевой лист грузового автомобиля (формы N 4-С, N 4-П) имеет значение, в первую очередь, как основной документ первичного учета, который совместно с товарно-транспортной накладной определяет показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов (указания по применению и заполнению форм по учету работ в автомобильном транспорте, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78, далее — Указания по применению форм).

Для целей налогообложения путевой лист является одним из документов, который подтверждает расходы перевозчика на приобретение горюче-смазочных материалов (письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161). Кроме того, он является основанием для начисления заработной платы водителю по сдельным расценкам и в целом служит подтверждением производственного характера понесенных перевозчиком расходов (приложение 7 к письму ФНС России от 21.08.2009 N ШС-22-3/660).

Контролирующие органы также высказывали мнение о том, что учет служебных поездок в путевых листах является одним из оснований для выплаты работнику компенсации за использование личного автомобиля в служебных поездках (письмо Минфина РФ от 13.04.2007 N 14-05-07/6).

По мнению налоговых органов (письмо УФНС России по г. Москве от 18.10.2006 N 20-12/92228), в том случае, когда договор перевозки груза предусматривает оплату услуг перевозчика по повременному тарифу, путевой лист наряду с товарно-транспортной накладной подтверждает обоснованность расчетов за перевозки грузов (что имеет значение и для грузоотправителя, поскольку перевозчик согласно Указаниям по применению форм прилагает к счету на оплату своих услуг отрывной талон к путевому листу). Однако суды в большинстве случаев приходят к выводу о том, что отсутствие отрывных талонов путевых листов, при наличии других подтверждающих расходы документов, не лишает заказчика услуг по перевозке права учесть при налогообложении прибыли расходы на оплату услуг перевозчика (постановления ФАС Московского округа от 08.06.2007 N КА-А40/4867-07; Поволжского округа от 27.04.2007 N А55-28969/05-43, от 13.12.2005 N А55-2451/05-51, Северо-Западного округа от 27.04.2007 N А05-11584/2006-31, Западно-Сибирского округа от 16.04.2007 N Ф04-2185/2007(33314-А46-34)).

Путевой лист имеет значение и для отношений между сторонами договора перевозки грузов (договора фрахтования транспортного средства). Если водитель транспортного средства не предъявит грузоотправителю (фрахтователю) в пункте погрузки путевой лист, последний вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза (договора фрахтования) (пп. «в» п. 29 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, далее — Правила перевозок грузов).

Кроме того, в путевом листе, равно как и в транспортной накладной, заказе-наряде, и сопроводительной ведомости, делается отметка о составлении акта (в случаях, когда его составление предусмотрено Правилами перевозок грузов), содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа (п. 86 Правил перевозок грузов).

Сведения о путевом листе отмечаются фрахтовщиком по согласованию с фрахтователем — в п. 10 заказа-наряда на предоставление транспортного средства, перевозчиком в п. 8 сопроводительной ведомости (п.п. 14, 42 Правил перевозок грузов)

Внимание

С 01.01.2013 (дата вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ) формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (см. в связи с этим информацию Минфина РФ от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). С этой даты все формы первичных учетных документов должен определять руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Однако остается неизменным требование соблюдать утвержденные в установленном порядке обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (ч. 1 ст. 6 УАТ).

Данное слово является достаточно распространённым, но его правописание вызывает определённые сложности.

Давайте с этим разберёмся.

Существует два варианта правописания анализируемого слова:

  • “ненужно”, где “не” со словом пишется слитно,
  • “не нужно”, где “не” со словом пишется раздельно.

Как правильно пишется: “ненужно” или “не нужно”?

Согласно орфографической норме русского языка оба варианта являются правильными. Выбор того или иного варианта зависит от части речи, к которой относится слово.

ненужно – наречие

не нужно – предикатив с частицей “не”

ненужно

Почему пишем слитно?

Мы пишем “не” со словом слитно, если оно в предложении играет роль наречия.

Для этого мы руководствуемся следующим правилом:

“”Не” с наречиями на “-о” пишется слитно, если слово без “не” имеет противоположное значение”.

Например:

  • ненужно – бесполезно (противоположное значение наречия “ненужно” без частицы “не”)
  • неплохо – хорошо (противоположное значение наречия “неплохо” без частицы “не”).

не нужно

Почему пишем раздельно?

Мы пишем “не” раздельно, если в предложении слово играет роль предикатива с частицей “не”.

Для этого руководствуемся следующим правилом:

“Частица “не” пишется раздельно с безлично – предикативными словами, оканчивающимися на “-о””.

Например:

  • не нужно беспокоиться
  • мне не нужно твое внимание

Примеры для закрепления:

  • Не нужно мне готовить кофе!
  • Твое пальто мне ненужно.
  • Ненужно твое объяснение, я тебе не поверю!

Путевой лист оформляется для учета и контроля транспортного средства и работы водителя. Нежелание организаций и ИП, не являющихся профессиональными перевозчиками, оформлять путевой лист понятно.Путевой лист содержит множество реквизитов для заполнения, включая данные о техосмотре ТС и медосмотре водителя. Неужели нельзя обойтись без путевого листа, если автомобиль используется лишь для собственных хозяйственных нужд?

Путевой лист обязателен всегда: даже в организациях, которые используют только легковые автомобили и только для собственных нужд.

Обязательные реквизиты путевого листа

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утвержден Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152. Важно обратить внимание на следующее.

Срок

1 день или срок, не превышающий 1 месяц. Срок хранения путевых листов 5 лет.

Медосмотр

Медицинское освидетельствование водителя проводится 2 раза: перед рейсом и после. Самостоятельно провести медосмотр нельзя. Данные о прохождении медосмотра вносит в путевой лист медицинский работник, заверяет своим штампом, + подпись, Ф.И.О.

Техосмотр

Контроль технического состояния авто должен проводиться 1 раз — до рейса. По результату ставится отметка в путевом листе. Самостоятельно проводить техосмотр тоже не получится, если только в штате нетаттестованногоконтролера. Поэтому, придется обращаться в сервисный центр.

Форма путевого листа

Формы путевых листов для различных видов транспортных средств разработал Госкомстат. Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Для учета работы легкового автомобиля это форма №3. Однако формы не обновлены и, в частности форма №3 не содержит поля для указания обязательного реквизита – медосмотра водителя. Данные формы не обязательны для организаций и ИП в неизменном виде. Обязательны вышеуказанные реквизиты и правила заполнения, и при желании можно утвердить в рамках организации свою форму путевого листа. При условии включения в нее всех обязательных реквизитов. А значит, ни медосмотр водителя, ни техосмотр автомобиля исключать нельзя.

Почему путевой лист обязателен при использовании автомобиля организацией или ИП

П. 9. Правил заполнения путевых листов, гласит: Путевой лист оформляется на каждое ТС, используемое юрлицом/ИП для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом <…> в городском, пригородном и междугородном сообщениях. На первый взгляд это должно распространяться только на «профессиональных перевозчиков». В действительности это не так, норма применяется с более широким толкованием.

Судебная практика по вопросу обязательности путевых листов

Путевые листы обязательны даже при использовании автомобиля для собственных нужд организации. Верховный суд РФ закрепил такую практику Определением от 01.09.2014 N 302-КГ14-529. Соответственно, этой позиции придерживаются и большинство нижестоящих судов.

Что будет, если не оформлять путевые листы?

Отсутствие путевого листа может обернуться несколькими проблемами.

Путевой лист и подтверждение расходов на автомобиль

Расходы – это не любые затраты, а только обоснованные и документально подтвержденные. (ст. 252 НК РФ) «Документально подтвержденные» означает необходимость подтверждения документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Поэтому, чтобы расходы на ГСМ и содержание автомобиля были расходами в понимании налога на прибыль и УСН 15% — нужны путевые листы. Путевой лист касается и обоснованности аренды автомобиля. Расходы на аренду авто будут обоснованы экономически, если автомобиль используется организацией/ИП, которая его арендует. Иначе, при налоговой проверке расходы на аренду авто могут счесть необоснованной: арендная плата за «неиспользуемый» автомобиль.

Если в автомобиле есть электронная система контроля пробега

Существует мнение: путевые листы можно заменить отчетом электронной системы контроля пробега и расхода топлива. Это не так. Смысл в том, что электронная система облегчит составление путевого листа, но не избавит от его составления. Отчет, хоть и содержит информацию, не является первичным учетным документом, не включает всех обязательных реквизитов. Поэтому, путевой лист придется оформлять даже при использовании электронной системы. Данные из отчета (о расходе топлива, о пробеге) вносятся в путевой лист. Путевой лист необходим даже при наличии электронной системы контроля пробега и расхода топлива. Этой позиции придерживается и Минфин. В письме от 16 июня 2011 г. N 03-03-06/1/354 о порядке документального подтверждения расходов на приобретение топлива в целях исчисления налога на прибыль. Минфин указывает на необходимость документального подтверждения расходов путевыми листами (или документами, содержащими все реквизиты). С указанием то, данные приборов учета и контроля за перемещением ТС могут использоваться при составлении таких документов.

Штраф ГИБДД за отсутствие путевого листа

Штраф 500 рублей за отсутствие путевого листа — ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ. И его правомерность вряд ли удастся оспорить, это позиция Верховного суда (вышеупомянутое Определение N 302-КГ14-529.)

Обосновывается такая практика нормами ПДД, а не Уставом автомобильного транспорта. Проще говоря, под водителем понимается любой, кто управляет ТС, а не «профессиональный водитель». Пассажир – любой, кто находится в автомобиле, но не управляет им, а не тот, кто «платил за проезд».

П. 2.1. ПДД закрепляет обязанность водителя иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать путевой лист, если это установлено законом.

П. 9. Правил заполнения путевых листов, гласит: Путевой лист оформляется на каждое ТС, используемое юрлицом/ИП для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом <…> в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Официальный смысл толкования этих норм Верховным судом следующий: цель – обеспечение безопасности дорожного движения и перевозок. А такая обязанность возложена на юрлиц и ИП законом о безопасности законом «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ.

Согласно п. 1.2 ПДД РФ:

  • Водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством
  • Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него)

Потребует ли ДПС путевой лист, если взял грузовую машину в аренду и я поеду в грузом?

Здравствуйте.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ
«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»:

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

При этом, в случае нарушения указанного положения закона может наступить административная ответственность по части 2 ст.12.2 КоАП РФ:

2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, —
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 01.07.2011 N 170-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 08.06.2015 N 143-ФЗ)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Однако, в Вашем случае полагаю, что если Вы сможете предъявить доказательства того, что не осуществляли коммерческую перевозку, то можете обойтись без путевого листа, с учетом судебной практики. Например, обратите внимание на следующий судебный акт — Решение Ленинградского областного суда от 09.04.2013 N 7-161/2013

Постановление государственного инспектора и решение суда по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.3 КоАП РФ, отменены, поскольку вмененные водителю в вину нарушения не конкретизированы, что исключает постановку какого-либо решения по данному делу, а также в протоколе не указаны свидетели, которые могут подтвердить обстоятельства совершения указанного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ (далее — Устав), предметом регулирования Устава являются отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом.
Согласно ч. 2 ст. 6 Устава запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Таким образом, из системного анализа приведенных правовых норм следует, что путевой лист сотруднику полиции водитель механического транспортного средства, принадлежащего организации или индивидуальному предпринимателю обязан представить в случае перевозки пассажиров при осуществлении деятельности организации по оказанию таких услуг, или в случае перевозки грузов.
Вместе с тем, в соответствии с имеющимися в материалах дела данными ООО «Название» занимается экономической деятельностью, в числе которой производство частей принадлежностей автомобилей и их двигателей, а также обработка металлов и нанесение покрытий на металлы; обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения. Следовательно, Общество не является транспортной компанией, не занимается перевозками пассажиров или грузов, и автомобиль Общества использовался его сотрудником для передвижения.
При таких обстоятельствах доказательств нарушений Г., управлявшей автомобилем ООО «Название», требований как п. 2.1.1 ПДД РФ, а также Федерального закона от 10.12.1995 N 196-Ф «О безопасности дорожного движения», п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ в материалы дела не представлено.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *