Дата ввода в эксплуатацию

Содержание

Ввод в эксплуатацию объекта недвижимости – это процедура, завершающая строительство или реконструкцию объекта недвижимости, произведенные на основании разрешения на строительство (реконструкцию).

Документом, которым оформляется ввод в эксплуатацию объекта недвижимости является Разрешение на ввод.

Разрешение на ввод

Понятие ввода в эксплуатацию

Понятие Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию содержится в Градостроительном кодексе РФ, в ст. 55:

«Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.»

Уважаемые КЛИЕНТЫ!

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

Для получения разрешения на ввод в эксплуатацию необходимо подготовить установленный законом перечень документов, пройти предусмотренные нормами права последовательные процедуры.

В зависимости от вида строительных работ, которые производились на объекте недвижимости, перечень документов и действий для ввода будет различным.

Два основных вида разрешений на ввод объекта в эксплуатацию – разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после строительства и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции.

Государственные органы выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию

Главным государственным органом, на который возложена обязанность выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию ОКСов на федеральном уровне является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Органом государственной власти, уполномоченным на выдачу Разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в Москве является Мосгосстройнадзор (Комитет государственного строительного надзора города Москвы), в Санкт-Петербурге – Гостройнадзор Санкт-Петербурга (Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга).

В других регионах органы называются аналогичным образом. Главная функция этих федеральных, региональных уполномоченных государственных организаций – проверка законности строительства и реконструкции ОКСов на территории Российской Федерации и их соответствие нормам и регламентам, действующим в настоящее время.

Для специализированных объектов недвижимости могут предусмотрены особые правила ввода в эксплуатацию и госорганы, которые вправе выдать разрешение на ввод. К примеру, «Роскосмос» выдает разрешения на ввод объектов, связанных с космической отраслью.

Полномочия органов государственной власти в сфере строительной экспертизы и выдачи разрешительной документации закреплены:

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
  2. Постановление Правительства РФ от 06.02.2012 N 92 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства»
  3. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.07.2009 года №251 «Об организации работы по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в части 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительного регламента или для которых градостроительный регламент не устанавливается, за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство возложены на иные федеральные органы исполнительной власти».

Согласно иерархии законодательства, главенствующее место занимает Градостроительный кодекс, иные нормативные акты разрабатываются на его основе и не могут ему противоречить.

Для реализации норм по выдаче разрешительной документации на ОКС в каждом регионе могут быть разработаны свои нормативно-правовые акты, но противоречить ГрК РФ они не могут.

Документы для ввода в эксплуатацию

Грк РФ установлен ограниченный перечень документов, которые следует подготовить и направить в уполномоченный госорган для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

К ним относятся:

  1. Заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
  2. Документы, свидетельствующие о правомерном использовании земельного участка, на котором расположен ОКС (свидетельство о праве на землю, договор аренды).
  3. Градостроительный план или проект планировки и проект межевания (для линейных объектов).
  4. Разрешение на строительство ОКС.
  5. Акт, в соответствии с которым ОКС был принят заказчиком работ – для случаев строительства/реконструкции на основании договоров.
  6. Подтверждение соответствия проведенных строительных работ техническим регламентам, иным требованиям и нормам (этот документ подготавливается и подписывается уполномоченным лицом от строительной компании, производившей соответствующие работы).
  7. Подтверждения соответствия строительства или реконструкции на объекте изготовленному ранее проекту строительства или реконструкции.
  8. Письмо или иной документ от уполномоченной организации, подтверждающий, что ОКС соответствует техническим условиям подключения к инженерным сетям.
  9. Выполненная по правилам схема, на которой отображается расположение ОКС и все инженерных систем на земельном участке.
  10. Заключение от уполномоченного органа надзора в сфере строительства о том, что построенный объект соответствует всем требованиям строительных регламентов.
  11. Технический план объекта недвижимости, изготовленный по результатам обмеров и координирования ОКС.

Для особых объектов устанавливаются дополнительные требования предоставления документов, но общий перечень для всех ОКС един.

Важно!

Требовать от заявителя предоставления иных документов органы госвласти не вправе. Однако действующее законодательство, особенно учитывая наличие региональных приказов и инструкций, может содержать нормы, которые обязывают предоставить дополнительную информацию на объект недвижимости, и неисполнение такого требование может повлечь отказ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию.

Форма заявления на выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию содержится в Приказе №251 Министра регионального развития РФ от 02.07.2019 года.

Законодательством предусмотрено, что в случае отсутствия некоторых документов в составе запроса на выдачу разрешения на ввод, исполнительный орган вправе запросить их в других государственных органах в порядке межведомственного взаимодействия. К таким документам и сведениям относятся: документы на участок земли под строительством, градостроительный план, разрешение на строительство и заключение Госстройнадзора.

Главное, чтобы такие документы существовали и была возможность их получить.

Весь комплект документов направляется заявителем в уполномоченный орган либо в простой, бумажной форме, либо с использованием электронных сервисов. Возможность подачи документов для ввода в эксплуатацию в электронном виде появилась с 1 января 2017 года. На сайте Госстройнадзора вы можете увидеть специальный раздел, позволяющий сформировать запрос.

Отказ в разрешении на ввод в эксплуатацию

Как и перечень документов для подачи, основания отказа также установлены ГрК РФ. Их немного: непредставление документов, предусмотренных законом; расхождения между построенным объектом и требованиям градостроительного плана (или проекта планировки); расхождения между результатом строительных работ (работ по реконструкции) и разрешением на строительство (реконструкцию) объекта; выявленные существенные отступления при строительстве от проекта, согласованного ранее; при несоответствии ОКС разрешенному использованию земли, на котором он находится.

Если заявитель считает отказ в выдаче разрешения на ввод объекта незаконным, он всегда может его оспорить в судебном порядке, обратившись в Арбитражный суд по месту нахождения уполномоченного органа строительного надзора. Как и в других случаях, судебная практика по вопросам обжалования действий органов государственной власти, неоднозначна, но при грамотном использовании всех законных механизмов, вполне реально добиться желаемого результата и получить нужное судебное решение.

Технический план для ввода в эксплуатацию

Обязательным документом, предоставляем в составе комплекта для получения разрешения на ввод является Технический план. Это правило было введено с момента вступления в силу ФЗ №221 «О государственном кадастре недвижимости». Сейчас технический план для ввода в эксплуатацию подготавливается на основании нового закона, вступившего в силу с 1 января 2017 года – ФЗ №218 «О регистрации недвижимости».

Технический план для ввода в эксплуатацию вправе изготовить кадастровый инженер, имеющий соответствующую квалификацию, членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров, опыт выполнения аналогичных работ.

Опыт компании «Смарт Вэй» показывает, что мало знать законы и строго следовать всем установленным правилам изготовления технической документации, очень важно постоянно работать с органами государственной власти, консультироваться с ними по всем важным и спорным вопросам. Ведь в каждом регионе могут быть установлены свои порядки. В Москве – одни, в Санкт-Петербурге – иные. Наши специалисты регулярно посещают и Госстройнадзор, и Кадастровые палаты в различных субъектах Российской Федерации и «держат руку на пульсе» при любых изменениях законодательства и корректировках практики предоставления услуг госорганами.

Подготовка технического плана на построенный или реконструированный ОКС предполагает проведение обмеров объекта, его координирование на земельном участке. Обмеры объекта необходимы для того, чтобы подтвердить соответствие параметров строительного объекта.

Форма технического плана для ввода в эксплуатацию установлена Приказом N 953 Минэкономразвития России от 18.12.2015 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».

Как мы говорили ранее, в каждом регионе России есть свои уточненные правила и порядки выдачи разрешений на ввод. Рассмотрим на примере Москвы и Санкт-Петербурга.

Кадастровый учет многоквартирного дома

Кадастровый учет до 2019 года претерпел ряд серьезных изменений, которые касаются и процедуры, и органов контроля и регистрации, документов.

Законом о ЕГРН предусмотрен порядок учета многоквартирных домов и необходимые для этого документы.

В первую очередь – это Разрешение на эксплуатацию (ввод объекта). Порядок получения такого документа установлен иными нормативами.

Документ, который необходим для кадастрового учета любого здания или объекта – Технический план. Его форма следует из Приказа №403 01.09.2010 г. Минэкономразвития.

Скачать Форму Технического плана на здание – здесь.

Но Технический план застройщику потребуется не только для кадастрового учета, но и при получении Разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома. Это несколько иной документ, чем тот, который предоставляют в Кадастровую палату.

Кадастровый учет многоквартирного дома производится самостоятельно – т.е. отдельно от учета всех помещений, находящихся в нем. Дело в том, что существующая форма Технического плана не позволяет прописывать в нем сведения о каждом помещении отдельно.

Регистрация многоквартирного дома в кадастре производится на основании заявления собственника (правообладателя) в срок 10 рабочих дней.

Право собственности на многоквартирный дом

После кадастрового учета правообладателю предстоит узаконить свое право на построенный объект.

Регистрация права на новый объект производится на основании Методических рекомендаций (по Приказу Федеральной Регистрационной службы РФ №113 от 08.06.2007 года).

При регистрации прав для Росррестра важно подтвердить законность постройки, т.е. представить документы, подтверждающие соответствие объекта требованиям нормативных актов. К примеру – Разрешение на ввод здания в эксплуатацию.

Регистрация права собственности многоквартирный дом производится путем регистрации прав на каждый отдельный объект недвижимости в нем и с условием проведения кадастрового учета помещений.

Опыт работы специалистов компании «Смарт Вэй» в сфере учета и регистрации объектов по новым правилам, позволяет нам производить все необходимые для этого мероприятия в кратчайшие сроки и с минимальными для вас затратами.

Обращаясь к нам, вы получаете все необходимые опции при сопровождении регистрационных действий для вас, а также – скидки на дополнительные услуги от компании «Смарт Вэй» до 50% от их стоимости.

Ввод в эксплуатацию в Москве

Порядок выдачи разрешений на ввод объектов капитального строительства в Москве регламентируется Постановлением Правительства Москвы от 17 апреля 2012 № 145- ПП «Об утверждении Административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы «выдача разрешения на строительство» и «выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».

Органом, уполномоченным на оказание государственных услуг в сфере ввода ОКСов в эксплуатацию в Московском регионе является Комитет государственного строительного надзора города Москвы.

Стоит отметить, что в Москве имеется свой особый нормативный документ, регламентирующий строительную отрасль – Градостроительный кодекс Москвы от 25 июня 2008 года N 28.

Все взаимодействие по получению разрешения на ввод осуществляется в электронном виде с использованием существующих сервисов на официальном сайте mos.ru

Для регламентирования отдельных процедур, принят Административный регламент по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию с последними изменениями от 15.12.2016 года.

Уважаемые КЛИЕНТЫ!

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

В нем установлено, что уполномоченными органами в Москве на выдачу разрешений на ввод являются: Комитет госстройнадзора Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды, Департамент культурного наследия г. Москвы. От того, кто выдал изначально разрешение на строительство (реконструкцию) и зависит, в какой госорган следует обратиться за получением разрешения на ввод.

Предусмотрено, что заявителя при получении разрешения на ввод могут быть юридические и физлица, которые являются застройщиками ОКСов на земельных участках, которые им принадлежат по закону.

Для подачи документов с помощью электронных сервисов, необходимо сначала пройти процедуру регистрации.

В Административном регламенте установлен перечень необходимых для ввода в эксплуатацию документов. Первый и главный – заявление.

Полный список документов соответствует приведенному в Градостроительном кодексе РФ.

Согласно информации на сайте Госстройнадзора Москвы, срок выдачи разрешения на ввод составит семь рабочих дней. В Административном регламенте указан – 10 дней.

Основания для отказа в приеме документов для получения разрешений на ввод, аналогичны представленным в ГрК РФ, однако они дополнены – указана также возможность отказа в предоставлении госуслуги при некорректном заполнении электронных форм обращения, разночтение в электронных документах.

Решение с отказом выдается в форме электронного документа. Оформление его «на бумаге» производится в случае запроса заявителя в течение трех рабочих дней. Такой документ требуется к примеру, при обращении в суд с заявлением об оспаривании отказа в выдаче разрешения на ввод. Электронный документ подписывается усиленной электронно-цифровой подписью ответственного должностного лица и доступен в личном кабинете заявителя.

Приостановка в выдаче разрешения на ввод объекта действующим законодательством не предусмотрена. При выявлении нарушений, госорган не предоставляет заявителю возможности исправления документов.

Случаи отказа в выдаче разрешения на ввод также установлены Градостроительным кодексом РФ и продублированы Административным регламентом. Мы перечисляли их ранее. Стоит отметить, что в случае, если застройщик предоставил документы согласно списку частично, а должностное лицо Госстройнадзора запросила недостающую информацию в порядке межведомственного взаимодействия, и все эти сведения в совокупности имеют расхождения, в выдаче разрешения на ввод заявителю будет отказано.

Результатом обращения в Гостройнадзор Москвы за разрешением на ввод является его получение. Оно выдается заявителю в «бумажной форме» лично или по почте. Также регламентом предусмотрена возможность предоставления электронного документа. Выбрать форму разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заявитель указывает в своем заявлении.

Стоимость получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта в Москве не установлена – то есть эта услуга предоставляется бесплатно.

Для полноценного взаимодействия с заявителями в том числе по вопросам рассмотрения жалоб на действия должностных лиц и незаконность выданных отказов, регламент предусматривает досудебный порядок обжалований. Основаниями для подачи жалобы могут быть нарушение сроков выдачи разрешения или отказа, внесение платы за получение разрешения, незаконный отказ в приеме документов для ввода и другие. Все жалобы рассматривает руководитель Госстройнадзора Москвы, а если жалоба подана на него, то ее рассматривают в Правительстве Москвы – Главное контрольное управление Москвы.

Жалоба может подаваться лично, по почте, с использованием электронного сервиса. Срок ее рассмотрения – максимум 15 рабочих дней.

Ввод в эксплуатацию в Санкт-Петербурге

Ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в Санкт-Петербурге регламентируется внутренним документов Службы строительного надзора – Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства (утвержден Распоряжением Службы Госстройнадзора и экспертизы Санкт-Петербурга от 30.12.2016 года №10-р).

Согласно указанному документу, обратиться за получением разрешения на ввод в эксплуатацию ОКС могут застройщики или организации, которые создают искусственные земельные участки (как частный случай строительства особого объекта недвижимости).

При обращении за разрешением на ввод представителя организации, он должен иметь доверенность от руководителя – она оформляется в простой письменной форме, заверяется печатью и подписью.

Органом, уполномоченным выдавать разрешения на ввод в Санкт-Петербурге является Служба государственного строительного надзора, а также в процессе подготовки разрешений участвует Управление Госстойнадзора.

Организации, которые также задействованы при проверке поданных в Госстройнадзор сведений, согласно регламенту: Комитет по градостроительству и архитектуре, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Кадастровая палата Санкт-Петербурга, Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Департамент Росприроднадзора по СЗФО, СПбГБУ «Центр экспертно-технического сопровождения», СПб ГУП «Санкт-Петербургский аналитический центр», МФЦ г. Санкт-Петербурга.

Документы, предоставляемые для получения на ввод, подаются в бумажном виде или в электронной форме. Список документов представлен в Градостроительном кодексе РФ.

Помимо установленного порядка подачи документов (непосредственно в госорган, электронные сервисы), в Санкт-Петербурге предусмотрен функционал подачи посредством обращения в МФЦ.

Также есть возможность электронных обращений: в личном кабинете на сайте Госстройнадзора www.expertiza.spb.ru; на портале предоставления государственных услуг www.gu.spb.ru.

Все необходимые документы, предоставляемые в оригинале, также подаются с копиями.

В документах для получения ввода в эксплуатацию не допускаются исправления, к которым нет записи, удостоверяющей верность.

Регламентом предусмотрен перечень отказа в приеме документов и в выдаче разрешения на ввод.

Отказ в приеме документов допускается, если: заявитель отказался от подачи, нет заявления на выдачу разрешения на ввод, нет электронной подписи заявителя (при подаче документов в электронном виде).

Условия отказа в выдаче разрешения на ввод объекта аналогичны изложенным в ГрК РФ. Этот перечень конкретизирован законом и выходить за его предела органы государственной власти не вправе.

Срок получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в Санкт-Петербурге составляет 7 рабочих дней.

Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию может быть оформлена двумя способами – в электронном виде (если документы подавались через электронный сервис), в бумажном виде – при оформлении обращения за разрешением через МФЦ или Службу.

Первичный контроль за деятельностью специалистов и должностных лиц Службы Госстройнадзора возложен на руководителя сектора выдачи разрешений на ввод. В случае возникновения спора заявителя с госорганом в связи с тем, что по его мнению отказ в приеме или выдаче документов, был незаконным, заинтересованное лицо вправе использовать свое право на досудебное урегулирование конфликта.

Форма Жалобы в Госстройнадзор.

Для этого можно воспользоваться положениями Регламента – жалобу можно подать в электронном или бумажном виде в том же порядке, который предусмотрен для направления документов для получения ввода. Жалоба рассматривается в Службе Госстройнадзора Срок рассмотрения – 15 рабочих дней с момента регистрации.

После рассмотрения жалобы выносится решение – либо жалобу удовлетворяют. Либо отказывают в этом. По результатам рассмотрения жалобы, виновные должностные лица могут быть либо наказаны дисциплинарно, либо привлечены к административной ответственности.

Регламентом предусмотрено, что жалоба может быть оставлена без рассмотрения, если в ней нецензурная лексика, угрозы, невозможно прочесть отдельные положения жалобы.

Если решение по жалобе не удовлетворит заявителя, он вправе обратиться в суд. Такое право предусмотрено для случаев альтернативного обжалования решений органов госвласти, либо по результатам досудебного урегулирования.

Разрешение на ввод после реконструкции объекта

Основные отличительные составляющие комплекта документов для получения разрешения на ввод в эксплуатацию ОКС после реконструкции является проект реконструкции, соответствующий строительным нормам и правилам, и технический план ОКС после проведённых строительных изменений.

После реконструкции объекта недвижимости происходит его изменение, касающееся в том числе внутренней конфигурации, расположения систем обеспечения в здании, фасадов. Новый объект не появляется, однако старый претерпевает значительное видоизменение. Связанные с этим юридические последствия касаются необходимости внесения новых сведений в Единый государственный реестр прав. Технический план для реконструированного объекта также потребуется и органам Госстройнадзора для проверки параметров объекта недвижимости после реконструкции на соответствие проекту, утвержденному при выдаче разрешения на реконструкцию.

При подготовке технического плана после реконструкции, кадастровый инженер обмеряет объект недвижимости, подготавливает абрисы и составляет графику. В процессе подготовки инженер также производит координирование объекта на земельном участке. В технический план вносятся все сведения об объекте, собственнике здания, правоустанавливающая информация, сведения о внесенных изменениях. На основании технического плана Росреестр обновляет информацию об объекте в ЕГРН. По новому ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» при внесении сведений об изменении объекта недвижимости при его реконструкции, сведения изменяются в государственном кадастре и реестре прав одновременно. При этом оплата государственной пошлины не предполагается – это касается и юридических, и физических лиц.

Важно!

В настоящее время подтверждением внесения сведений в ЕГРН при реконструкции объекта недвижимости является полученная заявителем выписка из ЕГРН.

Ввод в эксплуатацию после строительства

После проведения полного спектра работ по возведению нового ОКС, застройщик обращается в Госстройнадзор для получения Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Получить его не составит проблемы, если строительство производилось на основании Разрешения, а готовый объект недвижимости соответствует проекту.

Соответствие проекту построенного ОКС проверятся при сопоставлении его техническому плану. Технический план для ввода в эксплуатацию подготавливает кадастровый инженер. В компании «Смарт Вэй» работают специалисты самого высокого уровня. Мы имеем опыт работы по подготовке технических планов для многоквартирных домов и коммерческой недвижимости, в том числе – подземных паркингов.

Важно!

Расхождения в площади готового объекта и проекта не может быть больше 10%.

Поле получения Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, производится его постановка на кадастровый учет и регистрация прав на него. Следует сказать, что в настоящее время законом предусмотрена возможность проведения кадастрового учета при помощи механизмов межведомственного взаимодействия, т.е. технический план органы Госстройнадзора могут направить в Росреестр. Однако на практике этот процесс разделен.

Акт приемки объекта капитального строительства

ГрК РФ предусматривает необходимость предоставления такого документа для ввода в эксплуатацию, как акт приемки. Он не всегда является обязательным – только в случаях, когда застройщик и заказчик строительства или реконструкции разные юридические лица. Этот документ подтверждает факт передачи объекта ил части строительных работ непосредственному заказчику и согласие с проведенными работами.

От этого акта следует отличать Акт приемки в эксплуатации ОКС. Такой документ сейчас не предусмотрен при подготовке комплекта на получение Разрешения на ввод.

Калькулятор стоимости технического плана для ввода в эксплуатацию

Порядок ввода в эксплуатацию основных средств (нюансы)

Отражение в учете объекта ОС, введенного в эксплуатацию: проводки

Как правильно ввести ОС в эксплуатацию: документы и дата принятия к учету

Как отражаются в учете ОС, которые не сразу приняты в эксплуатацию

Итоги

Отражение в учете объекта ОС, введенного в эксплуатацию: проводки

ОС попадают в организацию разными путями: их можно купить, построить, приобрести с помощью обмена или в виде взноса в уставный капитал, также возможно их безвозмездное получение. В зависимости от того, каким образом они попали в организацию, в БУ отражается поступление и производятся проводки по вводу в эксплуатацию основных средств:

О проводках, отражающих нюансы безвозмездной передачи ОС, читайте здесь «Безвозмездная передача основных средств — проводки».

Отдельного внимания заслуживает проводка — введены в эксплуатацию основные средства, требующие монтажа. Для оприходования таких основных средств, в бухгалтерских записях используют счет 07. Наиболее актуально его применение в фирмах, занимающихся строительством. По дебету счет отражает стоимость поступающего оборудования и расходы по его доставке. По кредиту — списывают стоимость сданного в монтаж оборудования в дебет счета 08. Заработная плата рабочим, стоимость работ сторонней организации (если монтаж осуществлялся наемной бригадой) — эти и другие затраты по монтажу учитывают в составе капитальных вложений. После того как первоначальная стоимость ОС сформирована, составляется проводка ввода в эксплуатацию ОС: Дт 01 Кт 08.

Как правильно ввести ОС в эксплуатацию: документы и дата принятия к учету

Для документального отражения процесса ввода в эксплуатацию основных средств предприятия могут использовать типовые бланки № ОС-1 (а, б) либо самостоятельно разрабатывать форму данного документа. При этом важно, чтобы акт содержал все необходимые реквизиты:

  • дата и номер;
  • сведения об организации, передающей ОС;
  • данные о предприятии, принимающем объект;
  • бухгалтерская информация: первоначальная стоимость, срок полезного использования и т. д.;
  • характеристика основного средства и т. п.

Подробнее о составлении этого документа читайте в статье «Унифицированная форма № ОС-1 — акт о приеме-передаче ОС».

Чтобы определить готовность объекта к эксплуатации, руководитель издает приказ о создании специальной комиссии. Ее члены сделают вывод о соответствии ОС техническим условиям или о необходимости доработки. И на основании полученных данных комиссия делает заключение и отражает его в акте.

Нередко перед бухгалтером встает вопрос: как ввести в эксплуатацию основное средство, использовать которое организация пока не планирует? Чтобы на него ответить, нужно определиться с тем, что считать датой ввода в эксплуатацию основных средств.

Такой датой является день, когда основное средство полностью готово к использованию, независимо от момента, когда его фактически начнут эксплуатировать. Ведь по оприходованному на счета БУ ОС необходимо начислять амортизацию. А до тех пор пока объект основных средств не введен в эксплуатацию, не получится начислить износ.

Кроме того, несвоевременное отражение объектов в составе основных средств искажает их стоимость, в результате занижается налогооблагаемая база по налогу на имущество организаций. Такое нарушение ведет к штрафам от налоговой инспекции, поэтому ввод в эксплуатацию ОС без веских причин нельзя откладывать.

Как отражаются в учете ОС, которые не сразу приняты в эксплуатацию

Не все ОС, поступающие в организацию сразу пригодны к использованию. Некоторые из них требуют монтажа и иных работ по доведению до состояния, пригодного к эксплуатации.

Таким образом, может возникнуть ситуация, что ОС поступило в организацию в одном периоде, а на счете 01 отразилось позже. Чтобы у проверяющих из налоговой инспекции не возникло вопросов, необходимо документально подтвердить неготовность объекта ОС к использованию. Такими документами выступают акты по монтажу и наладке оборудования, договоры подряда, накладные на покупку комплектующих деталей.

Если объекты потенциально готовы к работе, но ввода в эксплуатацию основных средств еще не было, их целесообразно отражать в БУ обособленно. Для этого открываются два субсчета к счету 01: первый будет отражать ОС, которые уже готовы к использованию, но еще не введены в эксплуатацию, а второй — имущество в эксплуатации.

Бухгалтерская запись, отражающая принятие к учету ОС в таком случае, выглядит таким образом:

  • Дт 01 субсчет «Основные средства на складе (в запасе)» Кт 08.
  • Проводка «ОС введено в эксплуатацию» будет следующей:
  • Дт 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» Кт 01 «Основные средства на складе (в запасе)».

Итоги

Процесс отражения на счетах БУ ввода в эксплуатацию основных средств имеет ряд особенностей. Их необходимо знать и учитывать, чтобы не навлечь на организацию штрафные санкции налоговой инспекции.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Основное средство не сразу введено в эксплуатацию: бухучет и налогообложение

Компания ГАРАНТ

Организация, применяющая общий режим налогообложения, в III квартале 2010 года приобрела столярный станок, стоимость которого составляет 30 000 рублей. Данный станок полностью пригоден к использованию, но в III квартале в деятельности организации не использовался и в эксплуатацию введен не был. Фактическое его использование начинается с IV квартала 2010 года.

Как отразить в учете ввод станка в эксплуатацию, в какой момент это нужно сделать? Как правильно ввести в эксплуатацию основное средство? Как документально оформить ввод в эксплуатацию?

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете формирование информации об основных средствах установлены ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01), а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.10.2003 г. N 91н.

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 для принятия актива к бухгалтерскому учету в составе основных средств необходимо одновременное выполнение следующих условий:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

К основным средствам относятся, в частности, рабочие и силовые машины и оборудование (п. 5 ПБУ 6/01). Таким образом, в рассматриваемой ситуации приобретенные организацией станок может быть учтен в качестве объекта основного средства.

Обращаем внимание, что в приведенной редакции данная норма действует с 1 января 2006 года (приказ Минфина РФ от 12.12.2005 N 147н). До этой даты п. 4 ПБУ 6/01 устанавливал следующие условия для принятие объекта к учету в составе основных средств:

а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Как видим, до 2006 года для правомерного учета объекта в составе основных средств необходимо было его фактическое использование в деятельности организации, с 2006 же года достаточно того, что бы объект был предназначен для этих целей.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — План счетов), фактические затраты, связанные с приобретением за плату основных средств, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов, отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетами учета расчетов. При принятии основных средств к бухгалтерскому учету на основании надлежаще оформленных документов фактические затраты, связанные с приобретением основных средств, списываются с кредита счета 08 в корреспонденции с дебетом счета 01 «Основные средства».

Минфин России в письме от 20.09.2006 N 03-06-01-02/41 и ФНС России в письме от 02.11.2006 N ШТ-6-21/1062@ указал, что перевод имущества со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в состав основных средств и, как следствие, включение указанного имущества в состав налогооблагаемого налогом на имущество организаций осуществляются при одновременном выполнении условий, установленных пунктом 4 ПБУ 6/01, то есть когда объект приведен в состояние, пригодное для использования.

В письме от 18.04.2007 N 03-05-06-01/33 Минфина России специалисты финансового ведомства указали, что объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, когда данный объект приведен в состояние, пригодное для использования, то есть независимо от ввода его в эксплуатацию.

Таким образом, так как в рассматриваемом случае в III квартале приобретенный организацией станок удовлетворял всем условиям, установленным п. 4 ПБУ 6/01, для принятия его к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, то именно в III квартале 2010 года он подлежал переводу на счет 01 «Основные средства». Его учет на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» до начала его использования в IV квартале 2010 года неправомерен.

В данной ситуации в бухгалтерский учет необходимо внести соответствующие исправления.

В соответствии с п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (утверждены приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н) в случаях выявления организацией неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда искажения выявлены.

Документальное оформление

Для оформления и учета операций приема объектов основных средств применяются типовые формы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.

Унифицированные формы первичной учетной документации являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Принятие имущества к учету на счет 01 оформляется актом о приеме-передаче объекта основных средств по форме N ОС-1 (ОС-1б — для групп объектов основных средств) и инвентарной карточкой учета объекта основных средств по форме N ОС-6 (ОС-6а — на группу объектов основных средств).

При вводе основного средства в эксплуатацию должен быть издан приказ руководителя с указанием даты ввода в эксплуатацию, срока полезного использования основного средства в целях бухгалтерского учета.

Налоговый учет

Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.

Согласно п. 4 ст. 259 НК РФ началом начисления амортизации объекта амортизируемого имущества определено первое число месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

В письмах Минфина России от 22.06.2010 N 03-03-06/1/425, от 05.03.2010 N 03-03-06/1/115 специалисты финансового ведомства (рассматривая ситуации налогоплательщиков, когда основные средств приняты к бухгалтерскому учету с отражением на счете 01, но не начали использоваться в деятельности организации), приводя нормы п. 1 ст. 256 НК РФ, п. 4 ст. 259 НК РФ, указывают, что по объектам основных средств, не введенным в эксплуатацию и не используемым для извлечения дохода, амортизация начисляться не может.

Из этих разъяснений следует, что объекты основных средств, не используемые для извлечения дохода, не могут быть признаны амортизируемым имуществом и введены в эксплуатацию.

Таким образом, в отличие от бухгалтерского учета, в налоговом учете для принятия объекта к учету в составе амортизируемого имущества необходимо фактическое использование данного объекта в деятельности, приносящий доход.

При вводе в эксплуатацию основного средства должен быть издан приказ руководителя о вводе в эксплуатацию основного средства в связи с началом его использования в деятельности организации с указанием даты ввода в эксплуатацию, срока его полезного использования в целях налогового учета.

При этом соответствующие записи в регистрах налогового учета будут сделаны на основании акта о приеме-передаче объекта основных средств (форма N ОС-1).

Таким образом, в бухгалтерском учете станок, пригодный для использования, но еще не эксплуатируемый, должен быть учтен в составе основных средств в III квартале 2010 года, а в налоговом учете в составе амортизируемого имущества — не ранее IV квартала 2010 года (в котором начинается его фактическое использование).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

Датой принятия на учет основных средств является дата утверждения руководителем организации акта приемки-передачи основных средств

Вопрос:

О порядке определения даты начала исчисления налога на имущество организаций при переходе к российским организациям — получателям оборудования Международного научно-технического центра (далее — МНТЦ) права собственности на оборудование, находящееся в собственности МНТЦ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 19 сентября 2011 г. N ЗН-4-1/115241

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение Министерства экономического развития Российской Федерации <…> по вопросу начала исчисления налога на имущество при переходе права собственности на оборудование к российским организациям — получателям оборудования Международного научно-технического центра (далее — МНТЦ), находящееся в собственности МНТЦ.

В соответствии со «ст. 373» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со «ст. 374» Кодекса.

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено «ст. ст. 378» и «378.1» Кодекса («ст. 374» Кодекса).

«Пунктами 21″,»38» Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, предусмотрено, что основные средства, в зависимости от имеющихся у организации прав на них, подразделяются на:

  • основные средства, принадлежащие на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);
  • основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);
  • основные средства, полученные организацией в аренду;
  • основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование;
  • основные средства, полученные организацией в доверительное управление.

Принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект.

Одним актом (накладной) приемки-передачи основных средств может оформляться принятие к бухгалтерскому учету однотипных объектов одинаковой стоимости, принимаемых к бухгалтерскому учету одновременно.

Указанный акт, утвержденный руководителем организации, вместе с технической документацией передается в бухгалтерскую службу организации, которая на основании этого документа открывает инвентарную карточку или делает отметку о выбытии объекта в инвентарной карточке.

Таким образом, датой принятия на учет основных средств является дата утверждения руководителем организации акта приемки-передачи основных средств и исчисление налога на имущество организаций будет осуществляться с указанной даты.

Заместитель руководителя
ФНС России
Н.С.ЗАВИЛОВА

Учет поступления основных средств

Актуально на: 14 сентября 2017 г.

Основные средства (ОС) могут поступать в организацию различными способами. От этого зависит не только порядок определения первоначальной стоимости объекта ОС, но и формируемые бухгалтерские записи. О различных вариантах поступления объектов ОС расскажем в нашей консультации и приведем примеры соответствующих проводок.

Все начинается со счета 08

Независимо от способа поступления объектов основных средств в организацию их первоначальная стоимость формируется по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». С этого счета в момент ввода объекта ОС в эксплуатацию сформированная стоимость объекта ОС списывается, т. е. делается такая бухгалтерская запись (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 01 «Основные средства» — Кредит счета 08

Основные средства приобретаются за плату

Типичный случай поступления объектов ОС – их приобретение за плату, например, по договору купли-продажи.

В этих случаях первоначальная стоимость ОС складывается из фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление имущества, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. Это означает, что в стоимость объекта ОС включаются, в частности (п. 8 ПБУ 6/01):

  • суммы, которые уплачиваются в соответствии с договором продавцу;
  • суммы, уплачиваемые за доставку объекта ОС и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям по договору строительного подряда;
  • суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ОС;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, госпошлина, уплачиваемые при приобретении объекта ОС;
  • вознаграждения посредническим организациям.

При приобретении объекта ОС за плату проводки по формированию его первоначальной стоимости обычно такие:

Дебет счета 08 – Кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Пример. По договору купли-продажи приобретен объект ОС стоимостью 238 950 рублей (в т.ч. НДС 18% — 36 450 рублей). Дополнительно организация оплатила услуги транспортной компании по доставке объекта ОС на склад организации в сумме 29 000 рублей (НДС не облагается).

Бухгалтерские записи по приобретению объекта ОС будут такие:

Операция Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
Приобретен объект ОС (238 950 – 36 450) 08 60 202 500
Учтен НДС по приобретаемому объекту ОС 19 «НДС по приобретенным ценностям» 60 36 450
НДС принят к вычету 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» 19 36 450
Приняты к учету расходы по доставке объекта ОС 08 60 29 000
Объект ОС введен в эксплуатацию (202 500 + 29 000) 01 08 231 500

К этому же варианту поступления можно отнести создание объекта ОС собственными силами. Тогда, помимо расчетов с поставщиками, подрядчиками и прочими дебиторами и кредиторами обычно отражаются иные расходы, связанные с формированием первоначальной стоимости ОС (к примеру, материалы, зарплата работников и отчисления с нее, амортизация объектов ОС, занятых созданием новых внеоборотных активов, и т.д.):

Дебет счета 08 – Кредит счетов 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов», 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др.

В отдельных случаях в первоначальную стоимость объектов ОС могут быть включены проценты по кредитам и займам (п.п.7-14 ПБУ 15/2008, Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 08 – Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»

ОС как вклад в уставный капитал

Если объект ОС был получен организацией в качестве вклада в уставный капитал, первоначальная стоимость такого имущества определяется как денежная оценка, согласованная учредителями (п. 9 ПБУ 6/01). Напомним при этом, что, например, в ООО такая оценка не может превышать стоимость, присвоенную объекту независимым оценщиком, учитывая что его привлечение при внесении неденежного вклада в ООО является обязательным (п. 2 ст. 66.2 ГК РФ).

Бухгалтерская запись по получению объекта ОС в качестве вклада в уставный капитал обычно такая (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 08 – Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями»

Напомним, что при получении объекта ОС в качестве вклада от организации-плательщика НДС, получатель сможет принять к вычету предъявленный ему НДС, который ранее был восстановлен передающей стороной (пп. 1 п. 3 ст. 170, п. 11 ст. 171 НК РФ).

Например. Организация-ООО получает в качестве вклада в свой уставный капитал оборудование, которое было оценено участниками в сумму 160 000 рублей. Данная величина соответствует стоимости, определенной независимым оценщиком. НДС, восстановленный участником и предъявленный организации, составляет 23 000 рублей.

Операция Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
Получено оборудование в качестве вклада в уставный капитал 08 75 160 000
Учтен НДС, предъявленный передающей стороной 19 83 «Добавочный капитал» 23 000
НДС принят к вычету 68, субсчет «НДС» 19 23 000
Оборудование принято к учету в составе основных средств 01 08 160 000

Объект ОС получен безвозмездно

При получении объекта основных средств по договору дарения первоначальной стоимостью признается текущая рыночная стоимость имущества на дату принятия к бухучету на счет 08 (п. 10 ПБУ 6/01). Проводка при этом будет такая:

Дебет счета 08 – Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов»

Напомним, что доходы будущих периодов будут относиться на прочие доходы по мере начисления амортизации безвозмездно полученного объекта основных средств (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 98 – Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы»

Например, организация получила безвозмездно станок, который планируется использовать в основном производстве. Его рыночная стоимость определена в размере 218 300 рублей. Срок полезного использования установлен равным 37 месяцев. Амортизация начисляется линейным способом.

Отразим сказанное выше в бухгалтерском учете:

Операция Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
Получен станок 08 98 218 300
Станок принят к учету в составе объектов ОС 01 08 218 300
Начислена ежемесячная амортизация (218 300 / 37) 20 «Основное производство» 02 «Амортизация основных средств» 5 900
Признана часть доходов будущих периодов в качестве дохода текущего периода 98 91, субсчет «Прочие доходы» 5 900

Основное средство получено по договору мены

Если объект ОС получен организацией по договору, который предусматривает его исполнение неденежными средствами, первоначальной стоимостью будет считаться стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Эта стоимость равна цене, по которой организация обычно продает такие ценности. Если их стоимость установить нельзя, стоимость ОС будет равна рыночной стоимости аналогичных объектов ОС.

Сама проводка по принятию ОС по договору мену не будет отличаться от обычного приобретения за плату:

Дебет счета 08 – Кредит счета 60

Однако этой проводке будет сопутствовать комплекс бухгалтерских записей по продаже передаваемого в обмен имущества, а также по зачету взаимной задолженности.

Покажем сказанное на примере.

Организация на ОСНО в обмен на свою готовую продукцию стоимостью 312 000 рублей (кроме того НДС 18% — 56 160 рублей), получила оборудование от организации на УСН. Обмен признан равноценным. Себестоимость готовой продукции составляет 298 000 рублей.

Бухгалтерские записи по операции мены у организации-получателя оборудования представим в таблице:

Операция Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
Отражена выручка от продажи готовой продукции (312 000 + 56 160) 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 90 «Продажи», субсчет «Выручка» 368 160
Списана себестоимость готовой продукции 90, субсчет «Себестоимость продаж» 43 «Готовая продукция» 298 000
Начислен НДС с продажи готовой продукции 90, субсчет «НДС» 68, субсчет «НДС» 56 160
Получено оборудование в обмен на товары 08 60 368 160
Отражен зачет задолженности по договору мены 60 62 368 160
Оборудование принято к учету в составе основных средств 01 08 368 160

О том, как учитывается выбытие объектов основных средств, мы рассказывали в нашем отдельном материале.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *