Расчет по застрахованным взносам

Контрольные соотношения для расчета по страховым взносам в 2020 году

Расчет по взносам – это немаленькая форма отчетности в налоговую инспекцию с большим количеством листов, полей и реквизитов, в т. ч. требующих расчета. Чтобы удостовериться в правильности заполнения РСВ, нужно сверяться с контрольными соотношениями, утверждёнными ФНС России. Поэтому рассказываем про актуальные контрольные соотношения расчета по страховым взносам в 2020 году, которые были дополнены.

Чем руководствоваться

В 2020 году контрольные соотношения РСВ сначала были утверждены письмом ФНС России от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043. Полностью с текстом этого многостраничного документа можно ознакомиться на официальном сайте ФНС России по прямой ссылке . А затем – письмом ФНС от 07.02.2020 № БС-4-11/2002 “О контрольных соотношениях формы расчета по страховым взносам, утвержденной приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470…”.

Имейте в виду, что письмом Налоговой службы от 17.10.2019 № БС-4-11/21382 указанные соотношения для РСВ были дополнены.

Эти новые контрольные соотношения расчета по страховым взносам в 2020 году призывают сравнивать будут сумму выплат в рамках трудовых отношений – то есть разницу граф 210 и 230 подраздела 3.2 раздела 3 за каждый месяц.

Показатель не должен быть меньше:

  • МРОТ;
  • средней зарплаты в регионе по отрасли экономики за предыдущий расчетный период.

Иначе имеет место занижение базы для исчисления страховых взносов.

Если хотя бы одно из этих соотношений не соблюдено, ИФНС сочтёт, что база по страховым взносам занижена. Затем на основании п. 3 ст. 88 НК РФ направит сообщение о выявленных ошибках/противоречиях/несоответствиях с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при их отсутствии от плательщика взносов установлен факт занижения базы по взносам, возможны иные мероприятия налогового контроля для выявления возможных нарушений.

Также см. «Контрольные соотношения для расчета 6-НДФЛ в 2020 году».

КС и новая форма расчета

С отчёта за I квартал 2020 года действует приказ ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470, который утвердил:

  • совершенно новую форму РСВ с 2020 года;
  • порядок ее заполнения;
  • электронный формат представления.

Одновременно признан утратившим силу приказ Налоговой службы от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551, которым был закреплен прежний бланк расчета по взносам.

На 2020 год ФНС обновила контрольные соотношения для РСВ. Но в любом случае общий подход к возможным нарушениям при заполнении этой отчётности и их составу остался.

Также см. «Изменения в новом расчете по страховым взносам 2020: обзор».

Камеральная проверка расчета по страховым взносам

Зарипова М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 01.01.2017 ФНС осуществляет проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов. Все контрольные процедуры в отношении плательщиков страховых взносов производятся в соответствии с налоговым законодательством. Данный контроль ведется посредством проведения камеральных и выездных проверок. В публикации мы рассмотрим вопросы, связанные с проведением камеральных налоговых проверок.

В соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики страховых взносов, у которых возникает обязанность их уплаты, должны представлять расчеты по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в ФНС:

  • по месту нахождения организации;

  • по месту нахождения обособленных подразделений организации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Таким образом, отчетность за 2018 год, представляемая по форме, которая утверждена Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@, должна быть представлена не позднее 30.01.2019.

Принятый налоговым органом расчет проходит камеральную проверку.

Как проводится камеральная проверка?

Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. Согласно п. 1 данной статьи контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. В силу норм п. 2 ст. 88 НК РФ проверку проводят уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (см. Письмо ФНС РФ от 21.09.2016 № БС-4-11/17750@). С учетом того, что камеральная налоговая проверка проводится на основании расчета по страховым взносам, ее началом можно считать дату получения налоговым органом расчета. При этом дата получения налоговым органом расчета и дата фактического начала камеральной налоговой проверки этого расчета могут не совпадать (см. Письмо Минфина РФ от 22.12.2017 № 03-02-07/1/85955).

В ходе камеральной проверки налоговый орган обращает внимание на контрольные соотношения, доведенные в Письме ФНС РФ от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043@. Отметим, что, руководствуясь указанным письмом, страхователи могут проверить заполнение отдельных строк и разделов.

Заметим, что при камеральной проверке акт составляется в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, только если ФНС выявила нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ). Если расчет прошел проверку и ошибок нет, то, соответственно, акт не формируется.

Об истребуемых при проверке документах

Нередко у учреждения-страхователя возникает вопрос: вправе ли налоговый орган затребовать от страхователя дополнительные документы, кроме представленного расчета по страховым взносам? По общему правилу объектом проверки является расчет по страховым взносам, форма и порядок заполнения которого утверждены Приказом ФНС РФ № ММВ-7-11/551@ (далее – Порядок № ММВ-7-11/551@).

Кроме того, объектом проверки могут быть и другие документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов. ФНС вправе их истребовать при проведении налогового контроля (см. п. 8.6 ст. 88 НК РФ). Как видим, данное право законодательно утверждено в НК РФ.

К сведению: для всех случаев истребования пояснений или документов, а также внесения исправлений у налогоплательщика в рамках камеральной проверки ст. 88 НК РФ установлен единый срок представления – в течение пяти дней.

Если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, должно письменно уведомить налоговый орган о невозможности представления в указанные сроки документов. В уведомлении следует отразить причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и сроки, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы (п. 3 ст. 93 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика ФНС установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. Однако необходимо учесть, что направление в адрес организации-страхователя требования о представлении пояснений по выявленным ошибкам в расчете по страховым взносам, по противоречиям между сведениями, содержащимися в представленных документах, до составления акта налоговой проверки не свидетельствует о налоговом правонарушении. Такие разъяснения приведены в Письме ФНС РФ от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@.

В каких случаях расчет является непредставленным?

Напомним, что 01.01.2018 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ, в частности, в ст. 431 НК РФ. Эти поправки расширили перечень оснований для признания налоговым органом расчета по страховым взносам непредставленным. Итак, расчет (уточненный расчет) считается непредставленным, если:

1) есть ошибки в части сведений о физическом лице:

  • в сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц;

  • в базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках установленной предельной величины;

  • в сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для их начисления, не превышающей предельную величину;

  • в базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу;

  • в сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных по дополнительному тарифу;

2) есть ошибки в форме за расчетный (отчетный) период и (или) каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода;

3) в представляемом плательщиком расчете (уточненном расчете) суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов;

4) в расчете (уточненном расчете) указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц.

В любом из указанных выше случаев налоговая инспекция направит уведомление о наличии несоответствий в расчете (п. 7 ст. 431 НК РФ):

  • не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме;

  • не позднее 10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе.

О недостоверных персональных данных

Нередко страхователей волнует вопрос, связанный с недостоверными персональными данными, идентифицирующими застрахованных физических лиц, которые указываются в разд. 3 расчета по страховым взносам. Дело в том, что не всегда персональные данные бывают ошибочными: они могут быть правильными, но неактуальными на дату представления расчета (например, изменена фамилия или заменен паспорт работника). Будет ли в этом случае расчет принят?

В Письме от 16.01.2018 № ГД-4-11/574 чиновники ФНС отметили следующее. При приеме расчета по страховым взносам осуществляется сверка персонифицированных данных застрахованных лиц, отраженных в отчетной форме, с данными, имеющимися в информационных ресурсах налоговых органов. В случае если в представляемом расчете по страховым взносам отражены неактуальные персональные данные застрахованных физических лиц, у налоговых органов имеется возможность провести их идентификацию по сведениям, потерявшим свою актуальность на дату представления отчетной формы. В связи с этим указание в расчете по страховым взносам персональных данных, потерявших свою актуальность, не препятствует его приему налоговым органом.

В случае если налоговый орган при проведении камеральной проверки выявит несоответствия сведений о начисленных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в представленном плательщиком расчете сведениям об указанных суммах из расчетов за прошлые отчетные периоды, направленным налоговым органом в орган ПФР для отражения на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, налоговый орган сообщает об этом плательщику с просьбой представить уточненные расчеты (Письмо Минфина РФ от 18.12.2017 № 03-15-06/84451).

Об ошибках, обнаруженных в расчете

Будет ли принят расчет по страховым взносам, если в нем допущена ошибка при исчислении страховых взносов, например на обязательное медицинское страхование (ОМС)? По общему правилу при обнаружении учреждением в поданном им в налоговый орган расчете по страховым взносам недостоверных сведений налогоплательщик вправе:

  • внести необходимые изменения в расчет;

  • представить уточненный расчет в налоговый орган.

При этом уточненный расчет, представленный после истечения установленного срока его подачи, не считается представленным с нарушением срока (п. 1, 7 ст. 81 НК РФ, п. 1.2 Порядка № ММВ-7-11/551@).

Как сказано в Письме ФНС РФ от 19.02.2018 № ГД-4-11/3209@, в силу п. 7 ст. 431 НК РФ наличие в представляемом плательщиком расчете ошибок при исчислении страховых взносов на ОМС не является основанием для отказа в приеме расчета.

Как было отмечено выше, при проведении камеральной налоговой проверки и выявлении ошибок в расчете налоговый орган на основании ст. 88 НК РФ сообщает об этом плательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения либо подать в налоговый орган уточненный расчет.

Отметим, что организация обязана устранить ошибки и представить корректирующий отчет (п. 6 ст. 6.1, п. 7 ст. 431 НК РФ):

  • в течение пяти рабочих дней с даты отправки уведомления в электронной форме;

  • в течение 10 рабочих дней с даты отправки уведомления на бумаге.

Ответственность за непредставление расчета в срок

Непредставление расчета в установленный срок влечет наступление ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ. Нарушитель должен будет уплатить штраф в размере 5% не уплаченной в установленный срок суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.

Заметим, что в данном случае неуплаченная сумма страховых взносов определяется на 30-е число месяца, следующего за расчетным или отчетным периодом. Штраф рассчитывается в размере 5% от неуплаченной суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании данного расчета, за каждый полный или неполный месяц (Письмо ФНС РФ от 09.11.2017 № ГД-4-11/22730@). Причем, если на указанную дату страховые взносы уплачены в полном объеме (в том числе в случае нарушения срока их уплаты до названной даты), сумма штрафа за несвоевременное представление расчета по страховым взносам устанавливается в размере 1 000 руб.

Кроме налоговой ответственности за нарушение сроков представления расчета, для должностных лиц предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).

В Письме от 24.03.2017 № 03-15-07/17273 Минфин обратил внимание, что в случае отсутствия у плательщика страховых взносов выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчетного (отчетного) периода плательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган расчет с нулевыми показателями. Если он этого не сделает, то может быть привлечен к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ.

Зачем нужен сервис, чем он поможет

Сервис поможет Вам самостоятельно проверить расчет по страховым взносам по контрольным соотношениям как внутри документа так и между ЕРСВ и 6-НДФЛ. Точно такую же проверку проведут налоговики, после того как получат от вас отчет. Если проверите расчет заранее с помощью нашей программы, вы избежите претензий налоговой инспекции.

Даже если вы уже сдали расчет, проверьте отчет в нашей программе. Если она обнаружит ошибки, внесите исправления (п. 4 ст. 81 НК РФ).

В программу встроены формулы по проверке более 200 контрольных соотношений. Соотношения актуализируются каждый раз, как ФНС вносит изменения и уточнения к правилам заполнения отчета. Каждый отчет проходит проверку по всем формулам.

Чтобы проверить расчет по страховым взносам, загрузите в программу форму отчета в формате XML. Просто выгрузите отчеты из вашей бухгалтерской программы.

Нажмите кнопку «Проверить отчет». Проверка займет секунды.

Если сервис не обнаружит ошибок в контрольных соотношениях, то вы увидете такое окно:

Если хотя бы одно контрольное соотношение не выполняется, программа покажет ошибку:

У подписчиков журналов «Упрощенка», «Вмененка», «Бухгалтерия ИП» есть преимущества при использовании сервиса.

Если проверка выявила расхождение, мы покажем в каком соотношении ошибка, поможем понять причину и подскажем, что делать.

Внимание! Детализация ошибок доступна только подписчикам. Если вы хотите узнать в каких соотношениях не сходится ваш расчет — оформите подписку.

Расчет страховых взносов – количество застрахованных лиц

Актуально на: 25 июля 2019 г.

Организации и ИП, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом, должны представлять по месту своего нахождения Расчет по страховым взносам (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Форма Расчета и порядок его заполнения утверждены Приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@. Одним из показателей, которые подлежат отражению в Расчете, является «Количество застрахованных лиц». О том, где приводится данный показатель в Расчете и что он означает, напомним в нашей консультации.

Количество застрахованных лиц в Расчете

Показатель «Количество застрахованных лиц, всего (чел.)» нужно заполнять:

  • по строке 010 Подраздела 1.1 «Расчет сумм взносов на обязательное пенсионное страхование» Приложения 1 к разделу 1;
  • по строке 010 Подраздела 1.2 «Расчет сумм взносов на обязательное медицинское страхование» Приложения 1 к разделу 1;
  • по строке 010 Приложения 2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» к разделу 1.

Показатель количества застрахованных лиц приводится по строкам 010 Расчета с разбивкой по следующим графам:

  • «Всего с начала расчетного периода» (т. е. с начала календарного года) – графа 1;
  • «в том числе за последние три месяца расчетного (отчетного) периода» — графы 2-5.

По графе 2 нужно показать количество застрахованных лиц за последние три месяца (например, в Расчете за 9 месяцев – за период с июля по сентябрь). По графам 3, 4 и 5 – соответственно 1-ый, 2-ой и 3-ий месяц последнего квартала (в Расчете за 9 месяцев это июль, август и сентябрь соответственно).

Что означает «Количество застрахованных лиц»?

По строкам 010 показывается общее количество застрахованных лиц. Это лица, признаваемые застрахованными по соответствующему виду страхования. Какие лица относятся к застрахованным, указано в соответствующем законе по отдельным видам страхования.

Так, состав застрахованных лиц в целях обязательного пенсионного страхования приведен в ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ. Кто понимается под застрахованными в целях обязательного медицинского страхования, указано в ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ. А перечень категорий застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством можно найти в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

При заполнении показателя по строке 010 нужно учитывать всех лиц, которые признавались застрахованными в соответствующем отчетном (расчетном) периоде и независимо от того, производились ли выплаты таким лицам. Считать среднесписочную численность таких работников не нужно. При этом если, например, в 1-ом квартале у работодателя было 20 застрахованных лиц, а во втором квартале 5 из них уволились, по строке 010 графы 1 «Всего с начала расчетного периода» нужно будет до конца года показывать 20 человек, ведь Расчет составляется нарастающим итогом. По графам 2-5 нужно указать количество застрахованных лиц в конкретном квартале (месяце): если лицо уволилось до начала соответствующего квартала (месяца), отражать его по строке 010 не нужно будет.

А вот число лиц, с выплат которым страховые взносы начислялись, показывается по строкам 020 Подразделов 1.1 и 1.2 к разделу 1.

При этом, показатель, отражаемый по строке 010, не всегда соответствует показателю строки 020. Например, сотрудница, находящаяся с начала года в отпуске по уходу за ребенком, в показатель строки 010 включается, поскольку она остается застрахованным лицом, а вот по строке 020 показываться не будет, если облагаемые взносами выплаты ей при этом не производились.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *