Раздел 3 УСН

Содержание

Налоговая декларация по УСН содержит данные не только о налогооблагаемой базе, но и о доходах, относящихся к целевому финансированию, хотя они налогом не облагаются. Такие поступления отражаются в разделе 3 декларации. И заполнение этого раздела вызывает много вопросов. Поэтому мы сделали образец заполнения для некоммерческих организаций.

Есть неопределенность в том, как заполнять этот раздел — методом начисления, как в бухгалтерском учете или кассовым методом, как в налоговом учете по УСН. Большинство бухгалтеров склоняется к первому варианту, поскольку при этом возможно использование бухгалтерского регистра по 86 счету. А если использовать кассовый метод, то придется вести отдельный налоговый регистр по учету целевых средств. Кроме того, налоговые инспекции сравнивают данные из раздела 3 декларации и данные из бухгалтерского отчета об использовании целевых средств.

📌 Реклама Отключить Обратите внимание, что строки 2/5 заполнены только потому, что были получены средства со сроком использования. Во всех остальных случаях эти строки заполняют только благотворительные НКО. Начинается заполнение раздела с переноса остатков из декларации по УСН за предыдущий год. У нашей НКО в прошлый год был остаток взносов, полученных от членов организации (15 000 руб.) и остаток пожертвования, которое имеет срок использования (200 000 руб.). Они были потрачены в 2017 году без остатка, что и отражено в разделе.

В 2017 году были получены взносы от членов в размере 1 586 000 руб, они потрачены полностью. Кроме того, было получено еще одно пожертвование со сроком использования и от него осталось на конец года 100 000 руб. Также было получено пожертвование, не имеющее срока использования, остаток его ставил 155 000 руб.

В результате, остаток неиспользованных целевых средств составляет 255 000 руб. Они будут перенесены в раздел 3 декларации по УСН за 2018 год.

📌 Реклама Отключить

Бюджетный учет: какие доходы можно отнести к целевым средствам и поступлениям и как это оформить

Вводная информация

Действующее законодательство не содержит четких определений понятий «целевые средства» и «целевые поступления». Тем не менее, статьей 251 Налогового кодекса установлены закрытые перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям. При этом необходимо помнить, что специалисты Минфина руководствуются правовой позицией, согласно которой в статье 251 НК РФ содержится исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (например, письма Минфина России от 16.08.11 № 03-03-05/88, от 01.06.11 № 03-03-06/4/62). Поэтому любая попытка расширенного толкования перечней средств целевого финансирования и целевых поступлений может привести к спору с налоговым органом.

Виды целевых средств и поступлений

Целевое финансирование. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, которое определено источником целевого финансирования (организацией либо физическим лицом), а также законодательством РФ.

К основным видам целевого финансирования бюджетных учреждений можно отнести следующие виды доходов:

  • лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования);
  • субсидии, предусмотренные бюджетной системой РФ;
  • средства, получаемые медицинскими организациями (за исключением казенных учреждений), осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за исключением медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.

Целевое финансирование в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) может поступать казенным учреждениям.

Бюджетным и автономным учреждениям на основании пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса из бюджетов разных уровней могут предоставляться субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также субсидии на иные цели.

Целевые поступления. Под целевыми поступлениями, не учитываемыми при налогообложении прибыли, понимаются использованные по назначению поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно любо на основании решений уполномоченных органов, либо от других организаций и (или) физических лиц.

Особого внимания заслуживает такой вид целевых поступлений как пожертвования. Согласно пункту 1 статьи 582 Гражданского кодекса, пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, учреждениям (лечебным, воспитательным, благотворительным, научным и образовательным, связанным с социальной защитой, культурой и т.д.), фондам, музеям, общественным, религиозным и иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса.

Налоговый учет целевых средств и поступлений

При налогообложении прибыли не учитываются средства целевого финансирования (пп. 14. п. 1 ст. 251 НК РФ), а также целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). Подробные перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям содержатся в статье 251 НК РФ.

Помимо названных видов поступлений бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться из бюджетов субсидии двух видов: на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием; субсидии на иные цели.

Субсидии первого вида не учитываются в доходах, поскольку в их отношении может быть применен подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Отметим, что такая позиция поддерживается Минфином России в письме от 29.11.10 № 03-07-11/458. А вот говоря в том же письме о субсидиях на иные цели, специалисты финансового ведомства отмечают, что порядок их учета при налогообложении прибыли зависит от правовой квалификации целей, на которые были выделены субсидии.

Правило, которое позволяет отнести бюджетные субсидии к средствам целевого финансирования, приведено в письме Минфина России от 30.05.11 № 03-07-11/151. Оно звучит так: деятельность учреждения, финансовое обеспечение которой производится за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должна осуществляться в соответствии с государственным заданием. Только в этом случае субсидии, выделенные таким учреждениям на иные цели, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в доходах на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Налоговый учет пожертвований

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 251 НК РФ при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного на ведение уставной деятельности. А в пункте 2 статьи 251 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), среди которых названы и пожертвования.

Кроме пожертвований в виде имущества (в том числе денежных средств), пожертвования могут быть в форме безвозмездного выполнения работ, но при условии, что результаты указанных работ использованы в соответствии с их целевым назначением. Согласно статье 5 Федерального закона от 11.09.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительные пожертвования могут быть выражены в форме бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями – юридическими лицами в интересах благополучателя. На наш взгляд, это означает, что безвозмездное выполнение работ можно расценивать как пожертвование.

Здесь необходимо отметить, что безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления (п. 2 ст. 423 ГК РФ). Следовательно, в договоре должно обязательно быть указано, что речь идет о пожертвовании, иначе он будет считаться возмездным.

Критерии отнесения целевых средств и поступлений к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли

Подведем итог приведенным выше рассуждениям. Итак, основными условиями для отнесения целевых средств и поступлений к доходам, которые не учитываются при налогообложении прибыли, являются:

  • указание дохода в исчерпывающем перечне доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, который приведен в статье 251 НК РФ;
  • деятельность учреждения, финансовое обеспечение которой производится за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должна осуществляться в соответствии с государственным заданием;
  • при получении пожертвований в виде безвозмездного выполнения работ, результаты указанных работ должны быть использованы в соответствии с их целевым назначением, а договоре должно быть указано, что речь идет о пожертвовании;
  • к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Бухгалтерский учет целевых поступлений

Большая часть средств (имущества, права), поступающих в государственные (муниципальные) учреждения, в целях налогового учета может быть квалифицирована в качестве целевых поступлений (целевого финансирования).

Необходимость раздельного учета целевых средств и поступлений для целей налогового учета предусмотрена подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, пункта 2 статьи 251 НК РФ. О такой необходимости Минфин напоминал в письме Минфина России от 05.03.12 № 03-03-06/4/18. При отсутствии раздельного учета целевых средств и поступлений данная хозяйственная операция подлежит налогообложению с даты получения доходов.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утверждена приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н, далее — Инструкция № 157н) предусматривает определенный инструментарий для организации раздельного учета доходов и расходов в разрезе отдельных видов целевых средств. Согласно пункту 21 Инструкции № 157н при формировании кода номера счета в 18 разряде субъекты учета указывают коды вида финансового обеспечения (1 — бюджетная деятельность; 2 — приносящая доход деятельность и т. д.).

Отражение пожертвований в бухгалтерском учете.

Рассмотрим учет целевых поступлений в бухгалтерском учете на примере пожертвований.

Пример

Строительная организация в рамках благотворительной деятельности бесплатно отремонтировала детскую площадку в дошкольном учреждении.
Стоимость работ по ремонту детской площадки, выполненных организацией в рамках благотворительной деятельности, следует отразить по дебету счета 2 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества» и кредиту счета 2 401 10 180 «Прочие доходы» с использованием счета 2 205 81 000 «Расчеты с плательщиками по прочим доходам».

1. Отражен ремонт детской площадки, оказанный безвозмездно:
Дт 2 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кт 2 401 10 180 «Прочие доходы»
Дт 2 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
Кт 2 302 25 730 «Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»

Основанием для отражения данной операции служат такие первичные документы, как Акт о приемке выполненных работ и Справка о стоимости выполненных работ и затрат.

2. Отражены расчеты по ремонту:
Дт 2 302 25 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества.
Кт 2 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».

Как организовать бухгалтерский и налоговый учет целевых средств и поступлений?

Однако для организации достоверного учета целевых средств как в целях бухгалтерского, так и в целях налогового учета инструментов, предусмотренных Инструкцией № 157н, недостаточно. Поэтому в учетной политике государственного (муниципального) учреждения должны быть предусмотрены инструменты для организации обособленного учета операций, осуществляемых с имуществом (в том числе с денежными средствами), поступление которого ранее было квалифицировано в качестве целевого в целях налогового и (или) бухгалтерского учета. К таким инструментам относятся:

  • использование при формировании аналитических счетов дополнительных кодов (путем введения дополнительного цифрового кода в номер счета);
  • организация учета в разрезе определенных аналитических показателей;
  • организация дополнительного забалансового учета.

Отчетность об использовании целевых средств и поступлений

Организации, получившие целевое финансирование, целевые поступления и другие средства, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 251 НК РФ, должны представить в ИФНС «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» — лист 07 Декларации по налогу на прибыль.

Коды видов поступлений для заполнения листа 07 Декларации приведены в приложении № 3 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 22.03.12 № ММВ-7-3/174@). Кроме того, для доходов в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, установлен код вида поступлений 130.

В данный отчет не включаются средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям (п. 15.1 Порядка заполнения листа 07 Декларации по налогу на прибыль).

ПОРЯДОК
ЗАПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ, УПЛАЧИВАЕМОМУ
В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Приказ ФНС России от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по… Приложение N 3 Утвержден приказом ФНС России от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@ КонсультантПлюс: примечание. Об учете налогоплательщиками, утратившими право на применение ПСН, в декларации суммы налога, уплаченного в связи с применением ПСН см. письмо ФНС России от 29.06.2017 N СД-4-3/12517@.

  • I. Состав налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения
  • II. Общие требования к порядку заполнения Декларации
  • III. Порядок заполнения Титульного листа Декларации
  • IV. Порядок заполнения Раздела 1.1 «Сумма налога (авансового платежа по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения — доходы), подлежащая уплате (уменьшению), по данным налогоплательщика» Декларации
  • V. Порядок заполнения Раздела 1.2 «Сумма налога (авансового платежа по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов), и минимального налога, подлежащая уплате (уменьшению), по данным налогоплательщика» Декларации
  • VI. Порядок заполнения Раздела 2.1.1 «Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения — доходы)» Декларации
  • VII. Порядок заполнения Раздела 2.1.2 «Расчет суммы торгового сбора, уменьшающей сумму налога (авансового платежа по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения — доходы), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации установлен торговый сбор» Декларации
  • VIII. Порядок заполнения Раздела 2.2 «Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога (объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов)» Декларации
  • IX. Порядок заполнения Раздела 3 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» Декларации
  • Приложение N 1. Коды налоговых периодов
  • Приложение N 2. Коды места представления налоговой декларации в налоговый орган
  • Приложение N 3. Коды форм реорганизации (ликвидации) организации
  • Приложение N 4. Коды, определяющие способ представления декларации
  • Приложение N 5. Коды имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования

Открыть полный текст документа

Как заполнить декларацию по УСН

Какие сервисы и программы помогут оформить декларацию по УСН

Форма декларации и сроки представления

Сколько листов декларации заполнять

Требования к оформлению: 5 основных правил

Инструкция по заполнению декларации

Расходы упрощенца: важные уточнения от чиновников

Итоги

Какие сервисы и программы помогут оформить декларацию по УСН

В век всеобщей компьютеризации число налогоплательщиков, оформляющих бумажные декларации в ручном режиме, стремительно приближается к нулю. Упрощенцы также задаются вопросом, можно ли автоматически заполнить декларацию по УСН?

Современные сервисы и учетные программы действительно позволяют мгновенно рассчитывать налог по введенным налогоплательщикам исходным данным и тут же автоматически формировать готовую декларацию.

На сайте ФНС есть два бесплатных сервиса, с помощью которых можно заполнить декларацию по УСН онлайн:

На коммерческих сайтах также можно найти автоматизированных помощников, позволяющих заполнить бесплатно декларацию по УСН-2019 — веб-приложения, позволяющие в автоматическом режиме заполнить отчет на основании данных налогоплательщика. Некоторые из них дают возможность не только получить готовую декларацию, но и увидеть построчные расчеты и пояснения, корректность которых легко проверить.

О разнообразных сервисах, способных облегчить нашу жизнь, рассказываем в материалах:

  • «Заполнить платежки поможет новый сервис Центробанка»;
  • «Обзор программ и сервисов для ведения бухгалтерии онлайн»;
  • «Новое в сервисах ФНС».

Форма декларации и сроки представления

На рисунке ниже представлен минимальный набор необходимых сведений об актуальной форме декларации по УСН и крайних отчетных датах для ИП и компаний:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В связи с введением режима нерабочих дней с 30 марта по 30 апреля 2020 года сроки сдачи декларации по УСН за 2019 год продлены до 30.06.2020 для организаций и до 30.07.2020 для ИП (см. постановление Правительства от 02.04.2020 № 409). Подробнее об этом читайте .

Вышеуказанные сроки представления декларации по УСН нужно соблюдать тем налогоплательщикам, которые продолжают применять упрощенную систему налогообложения в обычном порядке. Для тех компаний и ИП, которые утратили право на применение этого спецрежима, срок подачи декларации иной (пп. 2 и 3 ст. 346.23 НК РФ).

Сколько листов декларации заполнять

Декларация по УСН состоит из титульного листа и шести разделов. Однако все разделы в состав декларации включать не требуется. Упрощенцы с базой «доходы» и «доходы минус расходы» заполняют свой набор разделов (см. на рисунке):

Но и этот состав декларации не является окончательным. Если упрощенец с базой «доходы» не является плательщиком торгового сбора, раздел 2.1.2 он в декларацию не включает. То же правило действует и для раздела 3 — его заполняют и представляют в составе декларации плательщики УСН-налога, получившие средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства, указанные в пп. 1 и 2 ст. 251 НК РФ (п. 9.1 Порядка заполнения декларации по УСН, утв. приказом № ММВ-7-3/99@). Остальные упрощенцы этот раздел в состав декларации по УСН не включают.

Требования к оформлению: 5 основных правил

Перечислим 5 обязательных для выполнения правил оформления декларации по УСН (пп. 2.1─2.6 Порядка заполнения декларации по УСН, утв. приказом № ММВ-7-3/99@):

  1. Правило отражения стоимостных показателей.

Все стоимостные показатели должны заноситься в декларацию в полных рублях: значения менее 50 копеек отбрасываются, а 50 и более копеек округляются до полного рубля.

  1. Правило нумерации страниц.

Все страницы декларации должны иметь сквозную нумерацию начиная с титульного листа. Формат номеров: «001», «002» … «010». Для проставления номера страницы отведено специальное поле из трех знакомест.

  1. Правило оформления бумажной декларации.

Для деклараций, заполняемых ручным способом, действуют особые требования:

  • заполнять показатели декларации допустимо только чернилами синего, фиолетового или черного цвета;
  • исправлять ошибки с помощью корректирующего средства недопустимо;
  • двусторонняя печать декларации и скрепление ее листов, приводящее к порче бумажного носителя, запрещены.
  1. Правило заполнения полей.

Для разных видов информации необходимо применять свои форматы:

  1. Правило заполнения полей декларации при отсутствии показателей.

Если у налогоплательщика отсутствует какой-либо показатель для заполнения, предназначенное для него поле прочеркивается (проводится прямая линия посредине знакомест по всей длине поля).

Инструкция по заполнению декларации

Подробная инструкция по заполнению УСН-декларации приведена в приложении 2 к приказу № ММВ-7-3/99@.

Покажем, как заполнить декларацию по УСН на примере:

ООО «Прогресс» применяет УСН с базой «доходы минус расходы». За 2019 год по данным КУДиР (книги учета доходов и расходов) показатели работы компании нарастающим итогом составили:

Период

Доходы, руб.

Расходы, руб.

Доходы минус расходы, руб.

1-й квартал

3 778 065

1 998 006

1 780 059

Полугодие

7 985 066

3 022 380

4 962 686

9 месяцев

11 445 119

5 655 442

5 789 677

Год

14 749 390

8 170 448

6 578 942

Прекращать свою деятельность, реорганизовываться или переходить на иной режим налогообложения компания не планирует. Целевое финансирование в истекшем году она не получала. В регионе нахождения компании действует обычная ставка для упрощенцев с базой «доходы минус расходы» — 15%.

С учетом этого бухгалтер ООО «Прогресс» определил состав декларации по УСН за 2019 год: титульный лист, разделы 1.2 и 2.2.

Титульный лист

Как бухгалтер ООО «Прогресс» заполнил основные поля титульного листа, показано на образце:

После заполнения титульного листа бухгалтер перешел к основной (расчетной) части декларации — разделу 2.2. Раздел 1.2 он пока оставил незаполненным, так как данные для него появятся только после заполнения раздела 2.2.

Раздел 2.2

Раздел 2.2 бухгалтер заполнил на основе данных о доходах и расходах, налогооблагаемой базе (доходы минус расходы), а также о ставке УСН-налога. Затем он исчислил сумму авансовых платежей и налога по отчетным периодам и за календарный год.

Как выглядит заполненный раздел 2.2, смотрите на образце декларации по УСН:

Пояснения по заполнению раздела 2.2:

Раздел 1.2

Завершающим этапом в оформлении декларации по УСН является заполнение раздела 1.2:

Пояснения по заполнению раздела 2.1:

Скачайте образец заполнения декларации по УСН

Расходы упрощенца: важные уточнения от чиновников

Упрощенцы с базой «доходы минус расходы» при вычислении суммы УСН-налога имеют возможность уменьшать полученные доходы на сумму произведенных за этот же период расходов. Перечень таких расходов ограничен (ст. 346.16 НК РФ).

Упрощенцу важно не только сверять все расходы с этим перечнем, но и учитывать разъяснения чиновников и судебные решения по отдельным видам расходов, которые помогут безошибочно определить налогооблагаемую базу и правильно исчислить УСН-налог.

Ознакомьтесь с набором «спорных» расходов упрощенцев и ссылками на НК РФ, судебные решения и разъясняющие письма чиновников:

Итоги

Декларацию по УСН можно заполнить бесплатно онлайн через специальные сервисы на сайте ФНС, с помощью веб-приложений на коммерческих сайтах и иными способами. Программное заполнение декларации предпочтительнее ручного, так как позволяет автоматически исчислить налог и избежать погрешностей в вычислениях. Состав декларации зависит от того, какой объект налогообложения применяет упрощенец: «доходы» или «доходы минус расходы».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *