Состав налогового правонарушения

Налоговые правонарушения: понятие, признаки, состав

Налоговые правонарушения — это умышленные или неосторожные действия или бездействие лиц, которые нарушают налоговое законодательство и за совершение которых отвечают по НК РФ. В нашем материале расскажем, каково понятие налогового правонарушения. Вы узнаете юридические признаки и особенности налоговых правонарушений. Расскажем также о том, что не является налоговым правонарушением и освобождает от налоговой ответственности.

Понятие и признаки налогового правонарушения отражены в ст. 106 НК. Здесь налоговым правонарушением признается противоправное (нарушающее налоговое законодательство) деяние (действие либо бездействие) налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов, фискальных агентов и прочих лиц, совершенное виновно, ответственность за которое устанавливает НК.

Рассматриваемое нарушение обладает следующими признаками:

  • противоправность;
  • фактичность;
  • вредоносность;
  • виновность;
  • караемость.

Состав налогового правонарушения состоит из следующих элементов:

  • объект;
  • объективная сторона;
  • субъект;
  • субъективная сторона.

Таким образом, понятие и состав налогового правонарушения схожи с понятием и составом любого другого правонарушения, будь то, скажем, административное либо уголовное, которые, по сути, обладают аналогичным составом, да и признаки у них сходны.

Что означает каждый из признаков налогового правонарушения (НПН)

Теперь подробнее о каждом из признаков, указанных в предыдущем разделе.

Противоправность — это несоблюдение актуальных норм фискального законодательства. Когда деяние, которым общественным отношениям причинен ущерб, отсутствует в НК, за его совершение не последует фискальной ответственности.

Фактичность означает наступление ответственности лишь за деяния, которые фактически совершены. Причем НПН может иметь две формы выражения (бездействие и действие). Первое состоит в неисполнении обязанностей, второе в несоблюдении запретов.

Вредоносность — государственным фискальным интересам причиняется вред (падает доходность казны).

Виновность — лицо в сфере налогообложения умышленно (когда оно понимает противоправность своих действие и желает аналогичных результатов или допускает их) либо по неосторожности (наоборот, не осознает противоправности свих действий и не желает аналогичных результатов, хотя осознавать их могло и должно было) ведет себя противоправно.

Караемость — НПН признается только нарушение запретов или неисполнение обязанностей, после совершения которых применяют фискальные санкции, которые налагают в режиме, предусмотренном НК.

Что означает каждый из элементов состава НПН

Теперь подробнее о каждом из элементов состава, указанных в первом разделе статьи.

Объект — общественные отношения, которым нарушением причинен ущерб (уменьшаются доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов).

Объективная сторона характеризует нарушение, т. е. говорит о времени, месте, орудии, способе, обстановке его совершения, размере плюс характере последствий, причинной связи между нарушением и его последствиями.

Составы, в чьей объективной стороне присутствуют три элемента:

  1. Противоправное деяние.
  2. Вред.
  3. Причинная связь между первыми двумя, —

именуются материальными (полная или частичная неуплата обязательных платежей).

Составы, где отсутствует непосредственная причинная связь и хватает лишь факта осуществления противоправного деяния, называются формальными (скажем, когда эксперт или специалист отказываются участвовать в проведении налоговиками проверки).

Субъект — физические, юридические лица, ИП, которые совершили фискальное нарушение и могут за него отвечать, т. е. осознают свои поступки и могут руководить ими. Физическое лицо (с 16 лет) признается субъектом при условии вменяемости, а юридическое лицо и ИП — после приобретения соответствующего статуса.

Субъективная сторона характеризует сознание и волю нарушителя. Здесь присутствуют его вина (см. признак виновности), мотивы (побуждающие факторы) и цели (результаты, к которым он стремится). В зависимости от вины должностных лиц организации (либо ее представителей) определяется вина юридического лица.

Виды НПН

Налоговые правонарушения НК РФ предусматривает в главах 16, 18. Причем их можно классифицировать по различным признакам. Например, по характеру нарушения:

  • нарушают правила исполнительного производства по делам о фискальных правонарушениях (ст. 125 НК);
  • допускаются в процессах по делам о НПН (ст. 128 НК);
  • затрагивают обязанность по уплате тех или иных обязательных платежей (ст. 123 НК);
  • нарушают порядок ведения и предоставления фискальной отчетности (ст. 129.4 НК);
  • препятствуют фискальному контролю (ст. 119 НК).

По видам нарушителей:

  • лишь юридические лица (неплательщики налога на прибыль организаций);
  • только физические лица (ст. 129 НК);
  • организации и ИП (неплательщики торгового сбора в границах Москвы, СПб, Севастополя);
  • организации, ИП и физлица (предоставление деклараций с нарушением сроков). Существуют и другие классификации.

Что касается ответственности нарушителей налогового законодательства, эта тема подробно рассмотрена нами в статье «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение». Здесь же скажем только, что такая ответственность может быть:

  • налоговой;
  • дисциплинарной;
  • административной;
  • уголовной.

Что не является НПН и что освобождает от налоговой ответственности

К налоговым правонарушениям не относятся деяния в сфере налогообложения, чье совершение приводит к административной ответственности (гл. 15 КоАП РФ). Налоговым правонарушением не является также то или иное деяние в сфере налогообложения, после совершения которого наступает уголовная ответственность (ст. 198 УК РФ).

Фискальная ответственность исключается при минимум одном из следующих факторов:

  • прошли сроки давности (ст. 113 НК);
  • нарушитель моложе 16 лет;
  • лицо безвинно в совершении НПН;
  • отсутствует событие подобающего НПН.

Вину нарушителя исключают следующие обстоятельства:

  • предоставление нарушителем каких-либо письменных разъяснений компетентного госоргана (такие разъяснения устанавливаются соответствующей бумагой этого органа, которая касается расчетных периодов, когда произошло подобающее нарушение, независимо от даты ее издания) и(или) предоставление лицом мотивированного мнения фискальщиков, поступившего ему в ходе соответствующего наблюдения. Тем, кто не сможет должным образом подтвердить обозначенные обстоятельства, не стоит ждать освобождения;
  • заболевания, которые не позволяют лицу управлять своими действиями. Они доказываются документами, относящимися к расчетному периоду, в котором состоялось нарушение;
  • стихийные бедствия, иные чрезвычайные (непреодолимые) условия, которые не требуют специального подтверждения, так как они устанавливаются через общеизвестные факты, публикации в СМИ, другим образом;
  • суд или налоговики при рассмотрении дела могут признать в качестве исключающих вину и другие обстоятельства.

Объект и объективная сторона налогового правонарушения

Объект налогового правонарушения.

Все налоговые правонарушения посягают на правоотношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, наносят вред правомерным финансовым интересам государства и общества. Общим для всей совокупности налоговых правонарушений объектом является группа общественных отношений, регулируемых и защищаемых законодательством о налогах и сборах.

При этом каждое из налоговых правонарушений имеет непосредственный объект, то есть посягает на конкретное общественное отношение, охраняемое нормой налогового права. Например, незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение налогоплательщика нарушает установленный законодательством порядок проведения налоговых проверок. Объектом такого правонарушения, как неуплата сумм налога, являются охраняемые законом интересы государства в полноте и своевременности поступления налогов в бюджет.

В зависимости от объекта посягательства, налоговые правонарушения можно разделить на две группы:

правонарушения в сфере осуществления налогового контроля (ст.116-119,124-129.1 НК РФ);

правонарушения против порядка исчисления и уплаты налогов (ст.120-123 НК РФ).

Объективная сторона налогового правонарушения.

Объективную сторону правонарушения образуют само противоправное деяние, его вредные последствия и причинная связь между ними. Само деяние — действия или бездействие, посредством которых нарушается законодательство о налогах и сборах, описано в нормах главы 16 Налогового кодекса «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение».

Налоговые правонарушения могут совершаться как путем активных противоправных действий, например, дача свидетелем, вызываемым по делу о налоговом правонарушении, заведомо ложных показаний, так и путем бездействия — неисполнения предписываемых законом обязанностей — например, неперечисление в бюджет сумм налога налоговым агентом. Для квалификации некоторых налоговых правонарушений не имеет значения, в какой форме они совершены — действий или бездействия. Так, грубым нарушением правил учета доходов, расходов и (или) объектов налогообложения признается и несвоевременное отражение (бездействие), и неправильное отражение (действия) на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций.

Субъект и субъективная сторона налогового правонарушения

Субъект налогового правонарушения.

Субъект — это лицо, совершившее правонарушение и подлежащее наказанию.

Субъектом налогового правонарушения, то есть лицом, совершившим его и подлежащим налоговой ответственности, в соответствии со ст. 107 НК РФ может быть как физическое лицо, так и организация.

Физическое лицо может выступать в качестве субъекта налогового правонарушения, если оно достигло шестнадцатилетнего возраста и является вменяемым. Физическое лицо, которое к моменту совершения налогового правонарушения не достигло шестнадцатилетнего возраста, к налоговой ответственности привлечь нельзя (ст.109 НК РФ).

К ответственности за налоговое правонарушение могут привлекаться граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

В качестве субъекта отдельных налоговых правонарушений могут выступать только те физические лица, которые имеют налоговый статус индивидуального предпринимателя. Так, не привлекаются к ответственности за уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ) физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также не являющиеся частными нотариусами, частными охранниками, частными детективами.

Налоговый кодекс РФ в ст. 11 определяет понятие «организации» через определения российских организаций и иностранных организаций как участников налоговых правоотношений.

Российские организации — это все юридические лица, образованные в соответствии с законодательством России.

Они признаются субъектами налоговых правонарушений независимо от их организационно-правовых форм. Филиалы, представительства, другие обособленные подразделения российских организаций не выступают в качестве самостоятельных субъектов налогового правонарушения, поскольку согласно Налоговому кодексу РФ не являются организациями.

Иностранные организации — это иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Налоговый кодекс РФ не называет среди субъектов налогового правонарушения должностных лиц организации, в том числе руководителя и главного бухгалтера. Однако при наличии в действиях (бездействии) должностных лиц признаков административного правонарушения или преступления они подлежат соответствующей ответственности независимо от привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Субъективная сторона налогового правонарушения.

Субъективная сторона — это совокупность признаков, отражающих внутреннюю сторону противоправного деяния и характеризующих внутренние психические процессы, происходящие в сознании правонарушителя в отношении содеянного и наступивших последствий.

Вина субъекта является обязательным элементом состава любого правонарушения. При отсутствии вины лица совершенное им деяние перестает отвечать признакам налогового правонарушения, что автоматически исключает возможность привлечения лица к налоговой ответственности (ст.109 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ выделяет две формы вины правонарушителя — умысел и неосторожность.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего деяния и желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий такого деяния (п. 2 ст. 110 НК РФ).

Осознание противоправности означает осведомленность лица о том, что деяния, которые оно совершает, нарушают налоговое законодательство и запрещены им под страхом ответственности. Правонарушитель, действующий умышленно, может активно желать наступления вредных последствий, а может игнорировать их, сознательно предполагая при этом их наступление.

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своего деяния либо вредный характер наступивших последствий, хотя должно было и могло это осознавать (п.3 ст. 110 НК РФ).

Таким образом, закон устанавливает обязанность лица осознавать противоправный характер своего деяния и возможных последствий, хотя в этом случае правонарушитель не считает свои действия или бездействие нарушением норм налогового законодательства. Субъект не только не стремится к вредным последствиям, но и не думает о возможности их наступления

Большинство составов налоговых правонарушений сформулированы без указания на какую-либо конкретную форму вины. Поэтому, как правило, для квалификации налогового правонарушения не имеет значения, совершалось оно умышленно или неосторожно. Так, налогоплательщик может не подавать заявление о постановке на учет в налоговом органе по разным причинам:

знает об этой обязанности и не желает попадать в поле зрения налоговых органов;

знает об этой обязанности, но игнорирует ее, считая несущественной;

вообще не знает о существовании у него этой обязанности.

Несмотря на различное отношение налогоплательщика к своему бездействию, в данной ситуации оно в любом случае подпадает под признаки состава правонарушения, предусмотренного ст. 116 НК РФ.

Однако некоторые налоговые правонарушения могут быть совершены только с одной формой вины. Например, в ст. 122 НК РФ, п. 3 предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога, совершенные умышленно. Следовательно, то же деяние, совершенное по неосторожности, следует квалифицировать по п. 1 этой же статьи.

Следует заметить, что вина организаций имеет свои особенности. В отношении физического лица, вина является психическим отношением субъекта к своему деянию. В случае определении вины организаций Налоговый кодекс предписывает исходить из вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).

Такой подход к установлению и доказыванию вины субъекта правонарушения объясняется тем, что юридическое лицо выступает участником правоотношений через действия своих уполномоченных лиц. Именно их действиями организация приобретает права и принимает на себя обязанности. Соответственно, и противоправные деяния организации будут обусловлены поведением ее представителей, которыми, как правило, являются должностные лица, в том числе руководитель, главный бухгалтер.

Наличие или отсутствие вины в действиях того или иного лица первоначально определяет налоговый орган. Однако его мнение не является окончательным.

В том случае, если лицо считает себя невиновным в совершении правонарушения, окончательный вердикт о наличии либо отсутствии вины в действиях (бездействии) лица выносит суд.

Не всегда виновное действие (бездействие), подпадающее под определение налогового правонарушения, будет вести к применению мер налоговой ответственности. Это связано с тем, что существуют обстоятельства, при наличии которых вина лица в совершении налогового правонарушения исключается.

В соответствии со ст.111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

3) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов.

Налоговые правонарушения

Актуально на: 16 марта 2017 г.

Для начала разберем понятие и признаки налогового правонарушения.

Понятие налогового правонарушения раскрывается в НК РФ. Это виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика взносов, налогового агента либо иного лица, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Это может быть неисполнение организацией или ИП своих обязанностей, установленных НК РФ (ст. 23 НК РФ), нарушение прав налоговых органов и др.

Вместе с тем не всякое нарушение влечет за собой привлечение лица к ответственности. Налоговым правонарушением признается такое деяние, которое:

  • являет собой несоблюдение правовой нормы. То есть имеет место противоправность действия или бездействия. Поэтому налоговым правонарушением не является, к примеру, использование налогоплательщиком неточностей в законодательстве, благодаря которым его налоговые обязательства уменьшаются;
  • отражает виновность лица, привлекаемого к ответственности. Вина предполагает умысел лица или его неосторожность (недальновидность), приведшие к действию, бездействию;
  • обнаруживает связь между деянием и негативными последствиями.

Собственно, понятие и признаки налогового правонарушения мы разобрали. Далее рассмотрим состав.

Состав налогового правонарушения

Состав налогового правонарушения состоит из следующих элементов: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона (как и другие правонарушения в соответствии с общей теорией права). Если говорить коротко, то общий объект – это общественные отношения, охраняемые налоговым законодательством, которые «страдают» при совершении налогового правонарушения. В научной литературе выделают также родовой объект и непосредственный объект.

Объективная сторона – это набор признаков, установленных НК РФ, характеризующих внешнее проявление противоправного поведения. К ним относятся само деяние, общественно опасные последствия, а также причинно-следственная связь между деянием и последствиями.

Субъект налогового правонарушения – лицо, его совершившее. А субъективная сторона – это отношение лица к совершенному правонарушению. Как было сказано выше, лицо может быть привлечено к ответственности при наличии вины. Так вот субъективная сторона предполагает исследование не только вопроса вины субъекта, но и обстоятельств, исключающих, смягчающих или отягчающих вину (ст. 111, 112 НК РФ), форму вины (умысел или неосторожность) и т.д.

Более подробно о понятии и составе налоговых правонарушений, предусмотренных НК РФ, написано в «Видах налоговых правонарушений».

Основные составы налоговых правонарушений и меры налоговой ответственности

К числу основных налоговых правонарушений, влекущих налоговую ответственность (гл. 16 НК РФ), необходимо отнести следующие:

  • 1) нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе – ст. 116;
  • 2) нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке – ст. 118;
  • 3) непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества) – ст. 119;
  • 4) нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) – ст. 119.1;
  • 5) представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения – ст. 119.2;
  • 6) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения – ст. 120;
  • 7) неуплата или неполная уплата сумм налога – ст. 122;
  • 8) сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником – ст. 122.1;
  • 9) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов – ст. 123;
  • 10) несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога – ст. 125;
  • 11) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля – ст. 126;
  • 12) ответственность свидетеля – ст. 128;
  • 13) отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода – ст. 129;
  • 14) неправомерное несообщение сведений налоговому органу – ст. 129.1;
  • 15) нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса – ст. 129.2;
  • 16) неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми – ст. 129.3;
  • 17) неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках – ст. 129.4.

Отдельно в НК РФ выделяется перечень видов нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение (гл. 18), а именно ответственность за следующие нарушения:

  • 1) нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132);
  • 2) нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа (ст. 133);
  • 3) неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134);
  • 4) неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа (ст. 135);
  • 5) непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган (ст. 135.1);
  • 6) нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами (ст. 135.2).

При этом в данных статьях объединены собственно налоговые санкции (штрафы), применяемые за перечисленные правонарушения, и пени, начисляемые в качестве меры обеспечения за допущенные неисполнения налоговой обязанности без учета виновности банка в этом (ст. 75, 133 и 135). Штрафы, указанные в ст. 132–134, взыскиваются в порядке, аналогичном предусмотренному НК РФ порядку взыскания санкций за налоговые правонарушения, установленному в гл. 15.

Остановимся далее на основных составах налоговых правонарушений, предусмотренных для общего перечня участников налоговых отношений (т.е. за исключением правонарушений, предусмотренных для банков в гл. 18 НК РФ).

  • 1. Первое из них, содержащееся в гл. 16 НК РФ, – это нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116). В силу п. 1 ст. 116 нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. В соответствии с п. 2 ст. 116 ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. При применении этой статьи необходимо учитывать, что не на всех налогоплательщиков возложена обязанность предпринимать какие-либо активные действия по постановке на налоговый учет. Например, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, ставятся на налоговый учет непосредственно налоговыми органами на основе информации, которая имеется в их распоряжении. Государственные органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (п. 3 ст. 85 ПК РФ), и иные регистрирующие органы, а также некоторые учреждения, организации, должностные лица обязаны информировать налоговые органы в установленном законом порядке (ст. 85 НК РФ). Поступающей от указанных субъектов информации в целом должно быть достаточно для принятия налоговым органом компетентного решения о постановке налогоплательщика – физического лица на налоговый учет.
  • 2. Достаточно много споров в правоприменительной практике вызывает состав ст. 119 НК РФ, предусматривающий ответственность за непредставление налоговой декларации. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, но общему правилу, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 тыс. руб.

Согласно сложившейся правоприменительной практике штраф за непредставление налоговой декларации по ст. 119 ПК РФ подлежит наложению даже в том случае, если по декларации фактически не должны уплачиваться какие-либо налоги данным конкретным налогоплательщиком, обязанным подать декларацию. В этом случае с налогоплательщика взыскивается минимальная сумма штрафа – 1 тыс. руб. Однако для правильного применения налоговой ответственности по указанной статье необходимо учитывать общее определение налоговой декларации, данное в ст. 80 НК РФ, а также случаи, регламентированные отдельными главами НК РФ, когда на налогоплательщика в принципе не возлагается обязанность по подаче налоговой декларации.

3. Пожалуй, наиболее обширно применяемый на практике налогово-правовой состав – это состав, закрепленный ст. 122 НК РФ, предусматривающей санкцию за неуплату или неполную уплату налога. Согласно данной норме неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит при знаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налога.

При применении данного состава обязательно должна быть установлена виновность налогоплательщика, так как стечение тяжелых экономических обстоятельств или иные факторы могут объективно препятствовать ему исполнить его налоговую обязанность. В этом случае с налогоплательщика может взыскиваться пени по ст. 75 НК РФ как мера, компенсирующая убытки бюджета вне зависимости от степени непосредственной виновности налогоплательщика, однако санкция по ст. 122 НК РФ нс будет подлежать взысканию.

4. Ряд проблем породило разграничение состава, предусмотренного ст. 122 НК РФ с составом ст. 120, определяющим налоговые санкции за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 ПК РФ понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправилъное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Согласно п. 1 ст. 120 грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, по общему правилу, влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. В силу п. 2 этой статьи те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 30 тыс. руб. В соответствии с п. 3 ст. 120 грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но нс менее 40 тыс. руб.

Признаки данного состава недостаточно четко разграничены с признаками состава ст. 122 НК РФ. Как было отмечено, согласно ст. 122 неуплата или неполная уплата сумм налога также в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Данная проблема была передана на разрешение Конституционного Суда РФ. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 № 6-0 положения п. 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122, содержащие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий. Следовательно, в каждой конкретной ситуации необходимо устанавливать, признакам какого состава в большей степени соответствует объективная сторона совершенного налогового правонарушения.

5. Статья 123 устанавливает ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов. В силу этой нормы неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

При применении данного состава необходимо учитывать, что ответственность наступает как в случае неудержания налоговым агентом сумм налога, так и в случае их удержания, но не перечисления в бюджет. Хотя в первом случае непосредственно обязанность по уплате налога перейдет на налогоплательщика (п. 2 ст. 45 НК РФ) и последний может своевременно внести в бюджет сумму причитающегося налога, однако налоговый агент понесет ответственность за допущенное им нарушение.

Иногда налоговый агент объективно может не иметь возможности произвести удержание сумм налога, например, если налогоплательщику производится не денежная выплата, а он получает доход в натуральной форме. В подобных случаях законодатель предусматривает освобождение налогового агента от исполнения его обязанности по удержанию (например, п. 5 ст. 226 НК РФ по налогу на доходы физических лиц). Следовательно, не может применяться и ответственность за неисполнение отсутствующей у налогового агента обязанности.

6. Статья 126 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (сходный состав содержится также в ст. 15.6 КоАП РФ). Согласно НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.

Состав, предусмотренный ст. 126 НК РФ, необходимо разграничивать с составом ст. 129.1 ПК РФ, определяющим ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб. Ответственность по ст. 129.1 НК РФ была дополнительно включена в НК РФ для того, чтобы обеспечить налоговыми санкциями информирование налоговых органов в специальном порядке (урегулированном в настоящее время ст. 85 НК РФ). Следовательно, субъектами ответственности по ст. 129.1 НК РФ (в отличие от ст. 126 НК РФ) являются органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства или регистрацию актов гражданского состояния, органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществляющие регистрацию транспортных средств и иные лица, обозначенные в ст. 85 НК РФ.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *