Учет расходов на доставку товара от поставщика

Содержание

Какими проводками отражаются транспортные расходы?

Транспортные расходы — проводка по их отражению, виды и варианты учета. В данной статье вы найдете информацию по этой теме.

Понятие и виды транспортных расходов

ТЗР при покупке материалов

ТЗР при покупке товаров

Транспортные расходы при продаже товаров или готовой продукции

Итоги

Понятие и виды транспортных расходов

Большинство компаний, занятых производственной или торговой деятельностью, пользуются услугами транспортных компаний или имеют собственный автопарк. При покупке активов организация также несет другие сопутствующие издержки, которые вместе с затратами на доставку образуют транспортно-заготовительные расходы (ТЗР).

Каждая компания обязана внести и утвердить в учетной политике перечень расходов, которые следует впоследствии относить к ТЗР. Для этого нужно использовать НПА из следующего списка:

  1. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н).

В п. 6 этого документа приведены затраты, связанные с заготовкой и доставкой МПЗ до места их использования. Это:

  • затраты, связанные с заготовкой и доставкой;
  • затраты, связанные с содержанием персонала предприятия, занятого заготовкой и хранением;
  • услуги по транспортировке МПЗ до места их использования;
  • проценты, начисляемые в рамках займов от партнеров по бизнесу;
  • проценты, начисленные в рамках кредитов на приобретение МПЗ при условии, что эти проценты сформированы до момента учета МПЗ.
  1. Методические указания по учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).

В п. 70 методических указаний содержится перечень ТЗР, которые можно причислять к приобретению материалов. В этот список включены следующие виды расходов:

  • по погрузке и транспортировке, если они оплачиваются вне основной стоимости материалов;
  • на оплату труда, социальные взносы и командировки работников, занятых заготовкой и хранением материалов;
  • по содержанию реально использующихся складских помещений;
  • по оплате услуг посреднических компаний и индивидуальных предпринимателей;
  • по оплате услуг хранения до того момента, когда МПЗ прибудут к покупателю;
  • по процентам, начисленным в рамках кредитов на приобретение МПЗ, если эти проценты начислены до момента учета МПЗ;
  • по суммам потерь в пути, если их размер находится в пределах нормативов на естественную убыль;
  • прочие расходы.
  1. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

В классификаторе есть раздел «Транспортировка и хранение», в нем приводится список транспортных услуг, на который следует ориентироваться. Дело в том, что НК РФ не содержит формулировки, что относится к такому виду расходов. Поэтому при организации бухгалтерского и налогового учета нужно создать и утвердить в учетной политике идентичный перечень транспортных услуг.

Следует учесть, что для бухучета большое значение имеет вид ТЗР. А именно:

  • ТЗР, обусловленные приобретением материалов;
  • ТЗР, обусловленные приобретением товаров:
    • в торговой компании;
    • неторговой компании;
  • ТЗР, обусловленные реализацией готовой продукции либо товаров.

Отметим особенности бухучета для каждого вида.

ТЗР при покупке материалов

ПБУ 5/01 определяет, что ТЗР включаются в фактическую стоимость материалов (пп.6, 11). Пунктом 83 методических указаний допускается использование трех способов записи ТЗР в условиях покупок. Компании предписано выбрать один из указанных ниже способов и внести его в учетную политику предприятия.

  1. Для отражения используется 15-й счет «Заготовление и приобретение материалов».

Кроме упомянутого 15-го счета при данном способе и при применении учетных цен используется и 16-й счет «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учетные цены могут быть взяты из следующих категорий:

  • договорные цены (при этом в них не должны быть учтены сопутствующие затраты на заготовку и доставку);
  • цены, действовавшие в прошлых периодах;
  • запланированные цены;
  • средние цены, действующие по определенной группе МПЗ.

Для того чтобы показать, какие записи делаются при приходе и списании материалов, составим следующую таблицу:

Суть записи

Дт

Кт

Записываем стоимость полученных материалов на основании поступивших первичных документов от партнера (по ценам приобретения)

60, 71, 76

Записываем ТЗР на основании полученных от поставщика первичных документов (п. 85 методических указаний)

60, 71, 76

Приходуем материалы, используя учетные цены

Списываем сумму, образовавшуюся в виде положительной разницы между фактической ценой и учетной

Если образовалась отрицательная разница, то запись будет обратная

Делаем запись по списанию материалов в производство, используя учетную цену

20, 23

Записываем разницу между фактической и учетной стоимостью переданных покупателю МПЗ, если эта разница положительна. В противном случае аналогичная проводка сторнируется.

20, 23

При формировании приведенной таблицы были использованы, кроме уже описываемых, следующие счета:

  • 10-й — «Материалы»;
  • 20-й — «Основное производство»;
  • 23-й — «Вспомогательные производства»;
  • 60-й — «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • 71-й — «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • 76-й — «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В пункте 87 методических указаний приведены формулы, по которым ведется расчет процента списания ценовых отклонений. Порядок расчета следующий:

К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) × 100,

где

К — размер отклонения в процентах;

Откл0 — размер отклонения в начале месяца (остаток);

Откл1 — размер отклонения, накопленного в течение месяца;

М0 — объем материалов в начале месяца в учетных ценах;

М1 — объем поступивших материалов в течение месяца в учетных ценах.

Откл2 = К × М2,

где

Откл2 — размер отклонений, которые можно списать на расходы;

М2 — объем материалов в учетных ценах, который списан на расходы.

  1. Для отражения используется специальный субсчет на 10-м счете «Материалы».

Для таких обстоятельств приведем следующую табличную форму по записям:

Суть записи

Дт

Кт

Отражаем стоимость материалов по ценам приобретения на основании первичных документов от партнера

60, 71, 76

Отражаем ТЗР на основании первичных документов от партнера (п. 85 методических указаний)

10, субсчет «ТЗР»

60, 71, 76

Списываем материалы в производство

20, 23

Списываем ТЗР пропорционально стоимости материалов, образовавшееся в конце месяца

20, 23

10, субсчет «ТЗР»

Указанные выше формулы могут применяться и в этом случае. При этом выбранный расчетный метод следует утвердить в учетной политике.

  1. ТЗР напрямую включаются в фактическую стоимость материалов.

Данный способ доступен лишь тем компаниям, у которых перечень используемых материалов невелик и есть группы материалов, которые занимают превалирующий объем в общем их количестве. Иначе говоря, если ТЗР приходятся на такие запасы, то такие расходы войдут в стоимость единицы материала.

Также информацию по учету материалов ищите в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов».

ТЗР при покупке товаров

Когда ведется закупка товаров, соответствующие случаю транспортные расходы могут учитываться тоже разными способами, которые зависят от того, какой деятельностью занимается компания.

Так, торговым компаниям, разрешается выбрать способ учета из следующего перечня:

  1. ТЗР включены в себестоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01): Дт 41, субсчет «ТЗР» Кт 60.

Если для учета товаров используют 15-й счет «Заготовление и приобретение материальных ценностей», то запись будет такова: Дт 15 Кт 60.

  1. ТЗР включены в расходы на реализацию товаров (п. 13 ПБУ 5/01), при этом такие расходы:
  • разбрасываются между теми товарами, которые реализованы, и теми, которые остались на складе (в описании счета 44, план счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н),
  • списываются на себестоимость в полной мере: Дт 44 Кт 60.

По окончании месяца обусловленные продажей расходы можно списать на себестоимость. Запись при этом будет такова: Дт 90, субсчет «Расходы на продажу» Кт 44.

Выбранный способ учета следует обязательно внести в учетную политику предприятия.

В приведенных выше записях в дополнение к уже упоминавшимся приведены следующие счета:

  • 02-й — «Амортизация»,
  • 41-й — «Товары»,
  • 44-й — «Расходы на продажу»,
  • 70-й — «Расчеты с персоналом по оплате труда»,
  • 69-й — «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,
  • 90-й — «Продажи».

Если используется частичное списание, то в учетную политику надо будет внести метод, который будет применять компания при разделении ТЗР между реализованными товарами и теми, которые остались храниться на складе. Нормативные акты не содержат рекомендаций, какой метод выбирать в разных обстоятельствах. То есть компании вольны его выбирать сами.

Однако можно сориентироваться с помощью формулы, приведенной в ст. 320 НК РФ:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) × 100,

где

К — средний процент ТЗР, которые пришлись на товарные остатки на конец месяца;

ТР0 — затраты на транспорт, которые соответствуют нереализованным товарным остаткам на начало месяца;

ТР1 — затраты на транспорт, понесенные в текущем месяце;

Т1 — стоимость товаров, которые уже куплены и проданы в текущем месяце;

Т2 — стоимость товаров, которые куплены, но не проданы на конец месяца.

ТР2 = К × Т2,

где

ТР2 — затраты на транспорт, которые пришлись на нереализованные товарные остатки на конец месяца;

Т2 — стоимость товаров, которые уже приобретены, но не проданы на конец месяца.

Неторговые организации вправе учесть транспортные расходы в качестве расходов на реализацию. Такое определение содержится в п. 227 методических указаний по учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н. Неторговыми организациями следует считать те компании, которые кроме торговых операций осуществляют другие виды экономической деятельности.

Компании, входящие в данную категорию, вправе выбирать, следует ли разбрасывать затраты между себестоимостью уже реализованных товаров и товарных остатков. Однако на этот счет есть и некоторые рекомендации, содержащиеся в п. 228 методических указаний. Распределять расходы предлагается, если:

  • ТЗР превышают 10% от размера выручки от реализации,
  • ТЗР в течение года неравномерны.

Кроме того, ТЗР учитываются и в фактической стоимости приобретенных основных средств, о чем читайте в статье «Правила ведения учета вложений во внеоборотные активы».

Транспортные расходы при продаже товаров или готовой продукции

Возможны следующие варианты учета расходов на доставку:

  1. Если цена доставки входит в стоимость товара.

Такой вариант чаще всего имеет место, когда товар по договору доставляется поставщиком до склада покупателя и в первичных документах цена доставки не выделяется отдельно.

Транспортные затраты в приведенных обстоятельствах — это расходы на продажу. Запись соответствующей транзакции в бухучете будет такова: Дт 44 Кт 60, 76.

Такие расходы в конце месяца следует списать на себестоимость в полной мере. Запись будет такова: Дт 90, субсчет «Расходы на продажу» Кт44.

  1. Цена доставки приведена отдельно от стоимости товара.

Если в договоре на приобретение товара цена доставки выделена, это означает, что поставщик намерен получить оплату за доставку отдельно. В таком случае имеет место выручка за транспортные услуги. Затраты, связанные с доставкой, надо отразить следующей записью: Дт 23 Кт 02, 10, 70, 69.

Последующее списание расходов: Дт 90, субсчет «Себестоимость транспортных услуг» Кт 23.

Итоги

Организация для учета транспортных расходов должна использовать тот способ, который оптимально соответствует ее виду деятельности. Он закрепляется в учетной политике, и продуманный выбор поможет до минимума сократить время, затрачиваемое на расчеты разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Если организация занимается торговлей, немалую часть ее затрат составляют транспортные расходы. Порядок их признания в налоговом и бухгалтерском учете может сильно различаться. О том, как учесть эти расходы и из чего они состоят, пойдет речь в статье.

Действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету и налогообложению конкретный состав транспортных расходов при осуществлении торговых операций не определен. Приблизительный перечень транспортных расходов предложен Минфином России в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее — Методические указания). Документ утвержден приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

Однако работать с этим перечнем надо осторожно. В первую очередь он предназначен для производственных организаций, закупающих материалы и сырье. К тому же состав транспортных расходов, приведенный в Методических указаниях, описан скупо, а порой вызывает недоумение. Так, к транспортно-заготовительным расходам почему-то отнесены таможенные платежи и недостача и порча при транспортировке в пределах норм естественной убыли.

📌 Реклама Отключить

Многие бухгалтеры торговых организаций в целях бухгалтерского учета применяют ранее действовавшие Методические рекомендации по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Роскомторгом по согласованию с Минфином России 20.04.95 № 1-550/32-2 (далее — Методические рекомендации Роскомторга). Они более удобны в практическом применении, чем Методические указания. Тем более что Минфин России разъяснил, что организации, как и ранее, могут руководствоваться подобными отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухучете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с принятыми нормативными документами по бухучету. Об этом сказано в письме Минфина России от 29.04.2002 № 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)».

📌 Реклама Отключить

Поскольку Методические рекомендации в настоящее время не являются обязательными к применению, рекомендуем торговым организациям выбранный ими способ бухгалтерского учета транспортных расходов и их состав закрепить в учетной политике.

Состав транспортных расходов

Согласно пункту 2.2 Методических рекомендаций Роскомторга в бухгалтерском учете в состав транспортных расходов включаются следующие виды затрат:

— оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);

— оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;

📌 Реклама Отключить

— плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;

— плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.

Состав транспортных расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, налоговым законодательством не установлен. Попробуем определить перечень этих расходов на основании других нормативных актов. Такое право предоставляет пункт 1 статьи 11 НК РФ. В нем сказано, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства России, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Разумеется, если иное не предусмотрено Кодексом.

📌 Реклама Отключить

При определении состава транспортных расходов в налоговом учете организации могут применять Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Так, согласно ОКВЭД класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность» включает погрузку и разгрузку грузов и багажа (группа 63.11 «Транспортная обработка грузов»), а также хранение и складирование всех видов грузов (группа 63.12 «Хранение и складирование») и другие виды деятельности, связанные с транспортировкой грузов. Получается, что к транспортным расходам относятся и сопутствующие услуги.

Таким образом, в целях налогового учета можно принять такой же состав транспортных расходов, как и в бухучете. Однако перечень этих расходов надо утвердить в учетной политике по налогообложению.

Налоговый учет транспортных расходов

Порядок отражения транспортных расходов в налоговом учете зависит непосредственно от условий договора с поставщиком. Согласно статье 320 НК РФ суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров относятся к прямым транспортным расходам в том случае, если эти расходы не включены в цену приобретения товаров. В учете поставщика порядок отражения транспортных расходов зависит от условий заключенного договора (см. табл. 1 на с. 48). 📌 Реклама Отключить

Транспортные расходы, связанные с реализацией товаров, при исчислении налога на прибыль признаются косвенными. Они списываются полностью в том периоде, в котором были реализованы товары (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). В декларации по налогу на прибыль такие расходы учитываются по строке 100 как прочие расходы.

Распределение прямых транспортных расходов

Налоговым кодексом предусмотрен единственно возможный порядок списания транспортных расходов в уменьшение прибыли. Независимо от принятого в бухгалтерском учете способа отражения транспортных расходов в целях налогообложения расходы на доставку товаров подлежат распределению на остаток товаров на складе.

Сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в таком порядке:

📌 Реклама Отключить

1) складываем сумму прямых транспортных расходов, приходящуюся на остаток товаров на складе на начало месяца, и сумму прямых транспортных расходов, осуществленных в текущем месяце;

2) складываем стоимость реализованных товаров в текущем месяце и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца;

3) рассчитываем средний процент транспортных расходов как отношение показателя, рассчитанного по пункту 1, к показателю, подсчитанному по пункту 2;

Таблица 1. Налоговый учет транспортных расходов по доставке товаров в зависимости от условий заключенного договора

Условия договора В учете поставщика В учете покупателя
Поставщик обязан доставить товар на склад покупателя.

Транспортные расходы поставщика включены в цену товара.

Обязанность покупателя оплатить транспортные расходы отдельно не оговорена.

Право собственности на товар переходит после его доставки на склад покупателя

Доход от оказания транспортных услуг отдельно не отражается Прямые расходы по доставке товара не формируются, даже если продавец отразил сумму транспортных расходов в первичных документах отдельной строкой
Поставщик обязан доставить товар на склад покупателя, а покупатель — оплатить стоимость товара и доставки (стоимость доставки в договоре не указана).

Переход права собственности на товар происходит в момент его отгрузки со склада поставщика

Отдельно отражается доход от оказания транспортных услуг, так как право собственности на товар перешло к покупателю в момент отгрузки товара со склада поставщика. Продавец обязательно выделяет сумму транспортных расходов в первичных документах отдельной строкой или в отдельном документе Формируются прямые расходы по доставке товара.

Сумма транспортных расходов текущего периода, связанных с приобретением товара, распределяется на остаток товара на складе

По условиям договора поставщик обязуется доставить товар, а покупатель — возместить поставщику фактически транспортные расходы осуществленные сверх цены на товар.

Переход права собственности происходит в момент поступления товаров на склад покупателя

Поставщик в данном случае помимо продажи товара оказывает покупателю услуги по транспортировке. Отдельно отражается доход от оказания транспортных услуг Транспортные расходы по условиям договора оплачиваются сверх цены товара. Соответственно сумма транспортных расходов у покупателя формирует прямые расходы по доставке товара

4) определяем сумму прямых транспортных расходов, относящуюся к остатку товаров на складе. Это произведение среднего процента транспортных расходов и стоимости остатка товаров на складе на конец месяца. 📌 Реклама Отключить

Распределение прямых транспортных расходов на остаток товаров на складе можно представить в виде формулы

Тост = (Тн + То) : (Со + Сост) х !Сост,

где Тост — сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на складе;

Тн — сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров на складе на начало месяца;

То — сумма прямых транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце;

Со — стоимость товаров, реализованных в отчетном месяце;

Сост — стоимость остатка товаров на складе.

Заметим, что согласно статье 320 НК РФ прямые транспортные расходы распределяются на остаток товаров на складе. Как видим, из расчета выпала стоимость отгруженных, но не реализованных товаров. Это противоречит общей норме пункта 2 статьи 318 Кодекса, согласно которой прямые расходы распределяются на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном периоде продукции.

📌 Реклама Отключить

А надо ли распределять транспортные расходы на остаток отгруженных, но не реализованных товаров? По этому вопросу существуют две позиции.

Сторонники одной точки зрения считают, что нормы статьи 320 НК РФ являются специальными. Они предназначены исключительно для организаций, занимающихся торговой деятельностью. То есть организации, занимающиеся торговлей, должны руководствоваться именно этими нормами и не распределять прямые транспортные расходы на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров.

Но некоторые специалисты не согласны с такой позицией. По их мнению, фразу «на остаток товаров на складе» надо трактовать шире. А именно: как любой склад, на котором находятся товары налогоплательщика, а не только его собственный. Поэтому распределять транспортные расходы надо на остаток товаров на складе, на реализованные товары, а также те, которые отгружены, но не реализованы. Транспортные расходы, распределенные на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров, учитываются не в месяце распределения, а позже, когда товары будут реализованы, то есть произойдет переход права собственности. Правомерность этой позиции подтверждается тем, что именно такие поправки в статью 320 НК РФ сейчас рассматриваются в Госдуме.

📌 Реклама Отключить

ПРИМЕР 1

Организация в июле 2004 года реализовала товары, покупная стоимость которых составляет 2 000 000 руб. На складе осталось товаров на сумму 500 000 руб. Остаток отгруженных, но не реализованных товаров на конец месяца — 200 000 руб.

Сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров на складе на начало июля, — 700 руб. За июль понесено транспортных расходов на сумму 56 000 руб.

При расчете стоимости остатка товаров в нее включаются стоимость остатка товаров на складе и стоимость отгруженных, но не реализованных товаров.

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров:

(700 руб. + 56 000 руб.) : (2 000 000 руб. + 500 000 руб. + 200 000 руб.) х (500 000 руб. + 200 000 руб.) = 14 700 руб.

Особенности определения прямых расходов

Затраты на доставку товаров учитываются в составе прямых расходов независимо от того, производится она чужим или собственным транспортом. 📌 Реклама Отключить

Если организация занимается только торговлей и использует собственный транспорт лишь для доставки приобретенного товара на собственный склад, порядок учета транспортных расходов прост. В этом случае можно предложить сформировать налоговый регистр прямых расходов транспортного подразделения. К таким расходам относятся затраты на ГСМ, амортизация автомобилей, зарплата водителей и начисленный на нее ЕСН (без учета страховых пенсионных взносов). Все эти расходы полностью относятся к прямым торговым расходам и распределяются на остаток товара на складе согласно порядку, установленному в статье 320 НК РФ.

Сложности с определением прямых расходов возникают, если организация использует свой транспорт помимо доставки товаров на склад также и для других перевозок. Например, для доставки товаров покупателям. В этом случае одна часть транспортных затрат является прямыми расходами, а другая — косвенными. Та часть транспортных затрат, которая относится к косвенным расходам, полностью принимается в уменьшение налогооблагаемой базы на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Другую часть транспортных затрат, относящуюся к прямым расходам, списать полностью нельзя. Она распределяется на остаток товаров на складе в порядке, предусмотренном статьей 320 НК РФ.

📌 Реклама Отключить

Как в данной ситуации можно выделить прямые транспортные расходы? В налоговом законодательстве не прописано, как распределять транспортные расходы между видами перевозок. В этом случае организация может закрепить в учетной политике для целей налогового учета любой экономически обоснованный способ распределения расходов. Например, транспортные расходы могут распределяться на прямые и косвенные пропорционально расстоянию, пройденному транспортом.

ПРИМЕР 2

Организация занимается торговой деятельностью. На собственном транспорте она осуществляет доставку товаров на склад, а также другие внутренние перевозки. За июль 2004 года общий километраж транспорта организации составил 30 000 км, из них 12 000 км относятся к доставке товаров на склад. Транспортные расходы, понесенные в июле, представлены в налоговом регистре (см. табл. 2).

📌 Реклама Отключить

Таблица 2. Налоговый регистр транспортных расходов

Вид расходов Сумма, руб.
Расходы на ГСМ 350 000
Амортизация автомобилей 15 000
Зарплата водителей 45 000
ЕСН на зарплату водителей 9720

Сначала определим отношение расстояния, пройденного транспортом при доставке приобретенных товаров на склад организации, к общему расстоянию, пройденному транспортом за месяц. Этот удельный коэффициент равен 0,4 (12 000 км : 30 000 км). Сумма прямых транспортных расходов, подлежащих распределению на остаток товаров на складе, рассчитывается как произведение суммы транспортных расходов по организации в целом и удельного коэффициента прямых транспортных расходов: 📌 Реклама Отключить

(350 000 руб. + 15 000 руб. + 45 000 руб. + 9720 руб.) х 0,4 = 167 888 руб.

А если организация ведет несколько видов деятельности? Тогда ей придется определять сумму транспортных расходов, относящуюся к торговле. Она рассчитывается пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ).

ПРИМЕР 3

Воспользуемся данными налогового регистра из примера 2. Допустим, организация кроме торговли занимается еще и производством. Выручка от торговой деятельности за июль 2004 года составила 5 000 000 руб., а от производственной — 2 000 000 руб.

В этом случае транспортные расходы надо распределить по видам деятельности.

Сначала рассчитаем, какую долю в общей выручке составляет выручка от торговой деятельности:

5 000 000 руб. : (5 000 000 руб. + 2 000 000 руб.) = 0,714.

Исходя из этой доли, рассчитаем сумму транспортных расходов, относящихся к торговой деятельности:

📌 Реклама Отключить

(350 000 руб. + 15 000 руб. + 45 000 руб. + 9720 руб.) х 0,714 = 299 800 руб.

Теперь можно рассчитать сумму прямых транспортных расходов, подлежащих распределению на остаток товаров на складе, исходя из удельного коэффициента прямых транспортных расходов. Сумма транспортных расходов, распределяемых на остаток товаров на складе, составит:

299 800 руб. х 0,4 = 119 920 руб.

Бухгалтерский учет транспортных расходов

Товары являются частью материально-производственных запасов организации. Порядок отражения транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, в бухгалтерском учете определен ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Согласно пункту 6 этого документа затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места использования могут включаться в их фактическую себестоимость. В бухгалтерском учете себестоимость формируется так: 📌 Реклама Отключить

— фактическую себестоимость товаров в торговых организациях можно накапливать на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В этом случае при поступлении товаров на склад их накопленная себестоимость списывается на счет 41 «Товары»;

— себестоимость товаров можно сразу формировать на счете 41.

ПРИМЕР 4

ООО «Чародейка» является торговой организацией. В июле 2004 года общество закупило товары на сумму 708 000 руб. (в том числе НДС — 108 000 руб.). Расходы по их доставке до склада составили 23 600 руб. (в том числе НДС — 3600 руб.).

Учетной политикой ООО «Чародейка» предусмотрено, что расходы по доставке товаров включаются в себестоимость товаров, а формирование себестоимости производится с использованием счета 15.

Бухгалтер ООО «Чародейка» сделает следующие проводки:

ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60

— 600 000 руб. (708 000 руб. – 108 000 руб.) — отражена покупная стоимость товаров;

📌 Реклама Отключить

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— 108 000 руб. — отражен НДС по приобретенным товарам;

ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60

— 20 000 руб. (23 600 руб. – 3600 руб.) — отражена стоимость транспортных расходов по доставке товаров;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— 3600 руб. — отражен НДС по транспортным услугам;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 15

— 620 000 руб. (600 000 руб. + 20 000 руб.) — отражена фактическая себестоимость товаров, поступивших на склад.

В бухучете есть еще один способ учета транспортных расходов. Организации торговли могут включать в состав расходов на продажу затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу. Такое право им предоставлено пунктом 13 ПБУ 5/01.

ПРИМЕР 5

Воспользуемся условиями примера 4. Предположим, учетной политикой ООО «Чародейка» предусмотрено включение расходов по доставке товаров в состав расходов на продажу. Формирование фактической себестоимости товаров производится на счете 41.

📌 Реклама Отключить

В этом случае бухгалтер сделает такие записи:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

— 600 000 руб. (708 000 руб. – 108 000 руб.) — отражена покупная стоимость товаров;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— 108 000 руб. — отражен НДС по приобретенным товарам;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 60

— 20 000 руб. (23 600 руб. – 3600 руб.) — отражена стоимость транспортных расходов по доставке товаров;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— 3600 руб. — отражен НДС по транспортным услугам.

Как видим, организациям торговли дано право самостоятельно определять в учетной политике порядок бухгалтерского учета транспортных расходов по приобретению товаров:

— либо в себестоимости таких товаров;

— либо в составе расходов на продажу.

Организации торговли могут доставлять приобретенные товары собственным транспортом. В этом случае в целях бухгалтерского учета они вправе воспользоваться пунктом 2.2 Методических рекомендаций Роскомторга и учитывать расходы по доставке товаров собственным транспортом по соответствующим статьям издержек обращения (расходы на оплату труда, амортизация основных средств и др.).

📌 Реклама Отключить

Существует еще один вариант учета. Расходы на доставку товаров собственным транспортом можно собирать на отдельном субсчете «Транспортные расходы» к счету 44. В дальнейшем они подлежат списанию в порядке, предусмотренном учетной политикой.

ПРИМЕР 6

Торговая организация доставляет товары от поставщика на свой склад собственным транспортом. В июле 2004 года зарплата водителей составила 150 000 руб., ЕСН и пенсионные взносы, начисленные на нее, — 53 400 руб., амортизация транспортных средств — 5000 руб., расходы на ГСМ — 20 000 руб. (без учета НДС).

Бухгалтер организации сделает следующие проводки:

ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 70

— 150 000 руб. — начислена зарплата водителей;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 69

— 53 400 руб. — начислены ЕСН и пенсионные взносы на зарплату водителей;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 02

📌 Реклама Отключить

— 5000 руб. — начислена амортизация транспортных средств;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 60

— 20 000 руб. — отражены расходы на ГСМ.

Иногда организация одним и тем же транспортом привозит товары на свой склад и осуществляет другие перевозки. Например, доставляет товары покупателям. В такой ситуации разделить транспортные расходы по видам перевозок достаточно сложно. Поэтому в учетной политике по бухгалтерскому учету можно прописать, что все транспортные расходы отражаются на счете 44 без их распределения.

Существует и другой вариант учета «общих» транспортных расходов. Организации могут в бухучете распределять транспортные расходы по видам перевозок пропорционально любому экономически обоснованному базису. При этом целесообразно установить такой же способ распределения «общих» транспортных расходов, как и в налоговом учете.

📌 Реклама Отключить

Порядок отражения транспортно-заготовительных расходов при учете товаров в неторговых организациях подробно определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Пунктом 221 этих указаний установлено следующее. Излишние материальные запасы, переданные для продажи подразделению, осуществляющему торговую деятельность, списываются со счетов учета МПЗ на счет 41 «Товары». Они приходуются по фактической себестоимости, в которую включены и транспортные расходы.

Неторговые организации могут приобретать товары для перепродажи непосредственно через подразделения, которые осуществляют торговую деятельность. В этом случае транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» по дополнительно вводимому субсчету «Коммерческие расходы по товарам» (п. 223 Методических указаний). Иного способа учета транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, для неторговых организации в Методических указаниях не предусмотрено.

📌 Реклама Отключить

Многопрофильные организации осуществляют, как правило, несколько видов деятельности и имеют отдельное транспортное подразделение. Расходы такого подразделения отражаются по дебету счета 23 «Вспомогательное производство». Оказанные услуги списываются со счета 23 «Вспомогательные производства» в дебет счетов 20, 29, 44 и 90 по фактической себестоимости. При этом организации могут принять любую экономически обоснованную базу для распределения расходов вспомогательного производства. Например, пропорционально выручке, полученной от разных видов деятельности, или количеству работников в подразделениях и др. Принятый в организации порядок бухгалтерского учета и распределения транспортных расходов закрепляется в учетной политике.

Метод списания транспортных расходов и расчета транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе, определяется в учетной политике по бухгалтерскому учету. Многие организации используют прежний порядок, установленный пунктом 2.18 Методических рекомендаций Роскомторга. В конце месяца сумма транспортных расходов, приходящаяся на реализованные за текущий месяц товары, списывается в дебет счета 90 «Прочие доходы и расходы». Остаток по счету 44 равен сумме транспортных расходов, которая приходится на остаток не реализованных на конец отчетного периода товаров.

📌 Реклама Отключить

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту транспортных расходов за отчетный месяц (с учетом переходящего остатка на начало месяца) в порядке, аналогичном тому, который установлен для распределения транспортных расходов в налоговом учете (см. формулу на с. 48). Причем в бухучете нет неопределенности в вопросе о том, как распределяются транспортные расходы. Они распределяются не только на остаток товаров на складе, но и на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров, которые учтены на счете 45.

ПРИМЕР 7

Воспользуемся условиями примера 1.

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца, в бухучете составит:

(700 руб. + 56 000 руб.) : (2 000 000 руб. + 500 000 руб. + 200 000 руб.) х (500 000 руб. + 200 000 руб.) = 14 700 руб.

31 июля 2004 года бухгалтер сделает проводку:

📌 Реклама Отключить

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 44 субсчет «Транспортные расходы»

— 42 000 руб. (700 руб. + 56 000 руб. – 14 700 руб.) — списаны на себестоимость продаж транспортные расходы, относящиеся к реализованным товарам.

Как заполнить декларацию по налогу на прибыль, см. в статьях: «Заполняем новую декларацию по налогу на прибыль» // РНК, 2004, № 5; «Заполняем декларацию по налогу на прибыль за полугодие 2004 года» // РНК, 2004, № 13-14. — Примеч. ред.

Обратите внимание: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные на оплату труда водителей, являются косвенными расходами.

Порядок возмещения транспортных расходов покупателем

Возмещение транспортных расходов покупателем предполагает покрытие затрат на транспортировку товара за счет средств покупателя. Порядок документального оформления и учета возмещаемых транспортных затрат зависит от нескольких факторов, о которых мы расскажем в нашей статье.

Способы возмещения транспортных расходов по договору поставки

Возмещение расходов на собственные транспортные услуги

Возмещение расходов на транспортные услуги сторонних организаций

Проводки, отражающие возмещение транспортных расходов покупателем

Итоги

Способы возмещения транспортных расходов по договору поставки

Договором поставки может быть предусмотрено несколько вариантов возмещения транспортных расходов покупателем. Для наглядности мы представили их в форме схемы:

При возмещении транспортных расходов способом № 1 поставщик не участвует в перевозке товара. Он просто отдает товар покупателю либо нанятому им перевозчику. На этом его обязательства заканчиваются. Поэтому в бухгалтерском и налоговом учете продавца данный способ возмещения транспортных затрат никак не учитывается.

А вот варианты возмещения транспортных затрат, предусмотренные в способе № 2, требуют своего отражения в учете поставщика. Рассмотрим детально каждый из них.

Возмещение расходов на собственные транспортные услуги

Договор

Перед проведением поставки товара продавцу нужно определиться со способом учета транспортных услуг:

  • в стоимости товара — в договоре поставки;
  • отдельной суммой — в договоре на транспортные услуги.

При учете затрат по перевозке товара в стоимости товара фиксируете сумму транспортных расходов в договоре поставки. В частности, проставляете стоимость товара с НДС и ниже указываете, что в нее включены расходы по перевозке товара до покупателя в размере NNNNN,NN руб. По желанию отметьте, что при возврате товара полученная от покупателя оплата в части произведенных транспортных расходов не возвращается.

Если же продавец никак не выделит условия и размер возмещения расходов по перевозке товара, а просто укажет стоимость товара, то может столкнуться с неприятностями:

  • во-первых, при возврате товара придется возвращать покупателю всю стоимость, указанную в договоре, в т. ч. и прибавленную к ней стоимость осуществленной доставки;
  • во-вторых, налоговики могут исключить расходы на перевозку товара из расчета по налогу на прибыль по принципу «в договоре условий о доставке товара нет, т. е. продавец не должен ее производить, а значит, и расходы на перевозку товара ничем не обоснованы».

Самым лучшим вариантом возмещения и подтверждения произведенных транспортных услуг будет формирование отдельного договора (или дополнительного соглашения) о перевозке товара. В нем будет четко указано, что покупателю предоставляются услуги по доставке товара по указанному им адресу. И он должен оплатить их в определенный срок. При таком варианте по продаже товара и оказанию транспортных услуг продавец ведет раздельный учет.

Первичные документы

При учете услуг по перевозке товара в его стоимости поставщик выписывает товарную накладную. Стоимость транспортных услуг не должна указываться отдельно от стоимости товара. Это связано с тем, что товарная накладная предназначена для подтверждения реализации ТМЦ. А услуги к ТМЦ не относятся.

С заполнением товарной накладной вы можете ознакомиться в нашей статье «Унифицированная форма ТОРГ-12 — бланк и образец».

Для подтверждения перед налоговиками факта перевозки товара поставщик должен оформить путевой лист. Подробности о правилах его заполнения изложены в нашей статье «Какой порядок заполнения путевых листов (образец, бланк)?».

Если же продавец стоимость транспортировки выделяет в отдельном договоре (дополнительном соглашении), то оформление документов может производиться в 3 вариантах:

  • товарно-транспортная накладная;
  • товарная накладная и транспортная накладная;
  • товарная накладная и акт об оказании транспортных услуг.

Счет-фактура

Если стоимость перевозки товара уже учтена в его стоимости, то продавцом составляется 1 счет-фактура на всю сумму, предназначенную к уплате покупателем. Отдельно выписывать счет-фактуру по услугам транспортировки не надо.

А вот если стоимость транспортных услуг учтена в отдельном договоре (дополнительном соглашении), то в таком случае нужно сформировать 2 счета-фактуры:

  • по проданным товарам;
  • по оказанным транспортным услугам.

Все выписанные поставщиком счета-фактуры должны быть отмечены в книге продаж. Счета-фактуры по полученным продавцом материалам и услугам (ГСМ, сопроводительные услуги, погрузочно-выгрузочные услуги и пр.) фиксируются в книге покупок.

С особенностями исчисления НДС по транспортным услугам ознакомьтесь в нашей статье «Какой порядок обложения НДС транспортных услуг?».

Возмещение расходов на транспортные услуги сторонних организаций

При возмещении покупателем расходов на транспортные услуги, которые оказывает не продавец, а третья сторона в виде перевозчика, по сути, происходит перевыставление транспортных услуг покупателю через продавца по следующей схеме:

О порядке действий продавца при таком варианте возмещения транспортных расходов, в частности об оформлении договоров, документов и бухгалтерских проводок по ним, мы подробно рассказывали в нашей статье «Порядок перевыставления транспортных расходов покупателю».

Проводки, отражающие возмещение транспортных расходов покупателем

Про составление проводок по возмещению транспортных услуг, оказанных специализированными перевозчиками, мы уже писали в статье «Порядок перевыставления транспортных расходов покупателю».

Поэтому сейчас мы на простом примере рассмотрим проводки, отражающие порядок возмещения только собственных транспортных услуг.

Пример

За август произведены следующие операции:

  1. Реализован товар:
  1. Списана покупная стоимость реализованного товара — 56 420 руб.
  2. Выставлен счет на оплату транспортных услуг на сумму 19 965,60 руб. (в т. ч. НДС 3 045,60 руб.). Примечание: это условие для способа 2.
  3. Расходы на транспортировку товара составили 17 740 руб. (в т. ч. НДС по погрузочным работам, оказанным сторонней организацией, — 820 руб.).

Операция

Способ 1

Стоимость транспортировки включена в стоимость товара по договору поставки

Способ 2

Стоимость транспортировки выделена в отдельный договор (дополнительное соглашение)

Дт

Кт

Сумма

Дт

Кт

Сумма

Продан товар

96 740

76 774,40

14 756,95

11 711,35

Списана покупная стоимость товара

56 420

56 420

Оказаны транспортные услуги

19 965,60

3 045,60

Учтены расходы, связанные с оказанием транспортных услуг

02, 10, 60, 69, 70, 76

16 920

= 17 740 – 820

02, 10, 60, 69, 70, 76

16 920

= 17 740 – 820

Выделен и принят к вычету НДС по погрузочным услугам сторонней организации

60, 76

60, 76

Списаны расходы по транспортировке

16 920

16 920

Возмещение транспортных расходов покупателем может быть произведено двумя способами. Первый: покупатель сам организует и оплачивает доставку купленного товара. Второй: покупатель только оплачивает доставку, а организует ее продавец. При первом способе продавец вообще не производит учет возмещаемых затрат. При применении второго способа бухучет возмещаемых транспортных расходов зависит от того, каким способом продавец производит транспортировку товара: сам или через специализированного перевозчика.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Учет расходов по доставке товаров от поставщика до покупателя

Если расходы по доставке оплачивает поставщик, он включает их в цену продажи товаров. Сами расходы по перевозке наемным транспортом отражаются на дебете счета 44 «Расходы на продажу», с которого по окончании месяца списываются на дебет счета 90 «Продажи» в уменьшение прибыли от продаж.

Положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н) предусматривает два варианта учета затрат по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимых до момента их передачи в продажу*.

Примечание:
* Состав этих затрат перечислен в пункте 6 ПБУ 5/01. Поскольку их наибольшую долю составляют затраты по доставке товаров до места их использования, если они не включены в цену товаров, установленную договором (транспортные расходы), в дальнейшем будем говорить только об их учете.

В пункте 6 ПБУ 5/01 предлагается включить их в себестоимость товаров, а в пункте 13 — в состав расходов на продажу. Выбор одного из этих вариантов должен быть отражен в приказе об учетной политике.

Рассмотрим проблему этого выбора подробнее. Начнем с простой ситуации.

Организация закупила товар одного наименования. Сумму, уплаченную за перевозку товара, организация решила включить в себестоимость товаров.

Для расчета транспортных расходов на единицу товара нужно общую сумму транспортных расходов разделить на количество (массу) данного товара и полученную сумму прибавить к покупной цене.

Но на практике в абсолютном большинстве случаев в сопроводительных документах поставщиков указываются товары нескольких наименований (иногда нескольких десятков). Здесь общую сумму транспортных расходов нужно распределить между всеми наименованиями. Возникает вопрос, пропорционально какой базе распределять транспортные расходы: стоимости, количеству (массе) или какому-то другому показателю? Результат распределения (расходы на единицу товара) будет различным в зависимости от базы распределения.

Включение транспортных расходов в себестоимость товаров увеличивает трудоемкость бухгалтерской работы, разрушает логику учета, ибо, выбирая ту или иную базу распределения расходов, бухгалтер получает в каждом случае разную себестоимость единицы наименований товаров.

Рассматривая данную проблему, мы исходим из того, что величина транспортных расходов по той или иной партии товаров указана в соответствующем документе. Однако часто на практике эту величину трудно, а иногда и невозможно рассчитать.

Многие организации заключают договоры на перевозку ценностей с автотранспортными организациями и рассчитываются за эти услуги по часовому тарифу.

В этом случае автомашина в течение дня может совершить несколько рейсов, перевозя несколько партий товаров.

Кроме того, автомашина может использоваться и для других целей: перевозки материалов, основных средств и т. п. В этих условиях определить сумму расходов по доставке товаров от поставщиков крайне затруднительно.

Те же проблемы сохраняются и в случае, если организация имеет собственный транспорт.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что в большинстве случаев включение транспортных расходов в себестоимость товаров нецелесообразно, и их лучше списывать на счет 44 «Расходы на продажу».

В организациях, учитывающих транспортные расходы в составе расходов на продажу, возможны два варианта их учета:

1) без составления расчета издержек обращения на остаток товаров;

2) с составлением данного расчета.

Первый вариант вытекает из пункта 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации», согласно которому все коммерческие расходы на продажу, могут полностью признаваться в себестоимости проданных товаров, т. е. по окончании месяца все расходы, собранные на счете 44, могут списываться на дебет счета «Продажи», и в этом случае счет 44 не будет иметь сальдо на конец месяца.

При втором варианте сумма издержек обращения на остаток товаров (ИООТ) рассчитывается по формуле:

Показатель «ТРН» берется из расчета за предыдущий месяц (как его конечный результат). Он может быть также определен как дебетовое сальдо счета 44 на начало месяца, за который составляется расчет.

Показатель «ТРП» определяется по данным аналитического учета к счету 44.

Показатель «ОК» определяется как сальдо счета 41 на конец месяца.

Показатель «Р» для обеспечения его сопоставимости с «ОК» должен определяться по-разному в зависимости от учетных цен на товары. Если товары учитываются по стоимости приобретения, следует брать дебетовый оборот по счету 90-2 «Себестоимость продаж» за месяц, а если по продажным ценам — кредитовый оборот счета 90-1 «Выручка» также за месяц.

Посредством этого расчета транспортные расходы распределяются между реализованными за текущий месяц товарами и остатком товаров на конец месяца. Сумма издержек обращения на остаток товаров остается на счете 44 «Расходы на продажу» как его дебетовое сальдо, а все остальные расходы списываются по окончании месяца проводкой:

Дебет 90 «Продажи» субсчет «Расходы на продажу» Кредит 44 «Расходы на продажу»

Следовательно, исходя из правил нормативных документов по бухгалтерскому учету, торговые организации имеют право самостоятельно решать вопрос о составлении или несоставлении расчета издержек обращения на остаток товаров, указав на это в приказе об учетной политике.

Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, рекомендуется (п. 228) составлять вышеуказанный расчет, если величина транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением и доставкой товаров, составляет более десяти процентов от общего объема выручки от продажи, а также при их неравномерном уровне в течение года (продукция растениеводства, рыбный промысел и т. п.).

Как учесть расходы на доставку товаров до покупателя, если стоимость доставки включена в цену товаров

Нередко при продаже готовой продукции (товаров) организация-поставщик организует их доставку покупателю. В этом случае расходы на доставку могут быть включены в стоимость готовой продукции (товаров). Кроме того, возможны иные варианты:

  • расходы на доставку выставляются покупателю сверх цены приобретаемой продукции (товаров);
  • расходы на доставку несет покупатель, а организует ее поставщик (по посредническому договору, договору транспортной экспедиции).

Услуги по доставке грузов лицензируются, если они осуществляются следующими видами транспорта:

  • морским (если перевозятся опасные грузы) (п. 21 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ);
  • внутренним водным (если перевозятся опасные грузы) (п. 21 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ);
  • воздушным (п. 23 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ);
  • железнодорожным (если перевозятся опасные грузы (п. 26 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ).

При доставке готовой продукции (товаров) покупателям поставщик может использовать собственный транспорт или привлечь к доставке стороннюю организацию (перевозчика).

Документальное оформление

Документальное оформление отгрузки готовой продукции (товаров) зависит от того, какой из этих вариантов оплаты расходов на доставку предусмотрен договором.

Если затраты на доставку включены в стоимость продукции (товаров), то отдельно продавец счет не выставляет.

Если расходы на доставку выставляются покупателю сверх цены продукции (товаров), счет на услуги доставки выставляет продавец, который, как правило, и оказывает услуги по доставке продукции (товара) до склада покупателя.

Третий вариант – продавец оказывает дополнительные услуги покупателю, связанные с организацией доставки. При этом сам продавец не доставляет продукцию (товар). Такие услуги должны быть подтверждены отчетом (актом об оказании услуг). Счет выставляет транспортная компания.

Подробнее о документальном оформлении доставки готовой продукции (товаров) см.:

  • Как оформить продажу товаров в розницу;
  • Как оформить продажу товаров оптом.

Бухучет

Если расходы на доставку готовой продукции (товаров) покупателю включены в стоимость готовой продукции (товаров), то в бухучете поставщика они отражаются следующими проводками:

Дебет 44 Кредит 23 (60, 02, 10, 70, 69…)

– учтены расходы на доставку готовой продукции (товаров) покупателю;

Дебет 62 Кредит 90-1

– отражена выручка от реализации готовой продукции (товаров), в цену которых включена оплата доставки;

Дебет 90-2 Кредит 44

– расходы на доставку включены в затраты отчетного периода.

Такие правила установлены пунктом 214 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н и Инструкцией к плану счетов.

ОСНО

Порядок учета расходов на доставку готовой продукции зависит от того, как организация-производитель определяет доходы и расходы для налога на прибыль: методом начисления или кассовым методом.

При методе начисления расходы на доставку могут быть включены в состав прямых или косвенных расходов по решению организации (п. 1 ст. 318 НК РФ, письмо ФНС России от 24 февраля 2011 г. № КЕ-4-3/2952). Если затраты на доставку будут включены в состав прямых расходов, то они будут уменьшать налог на прибыль по мере признания выручки от реализации готовой продукции. Если же эти затраты относятся к косвенным расходам, то их можно учесть в том периоде, в котором они были осуществлены, независимо от даты реализации готовой продукции. Об этом сказано в пункте 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ. При этом конкретная дата признания расходов зависит от их вида. Даты признания отдельных видов расходов при методе начисления приведены в таблице.

При кассовом методе расходы на доставку готовой продукции учитывайте по мере их оплаты (за исключением амортизации по основным средствам, используемым для доставки, которая будет учтена в периоде начисления) (п. 3 ст. 273 НК РФ). Например, расходы на зарплату водителя, доставляющего продукцию, учтите в момент ее выплаты. Даты признания отдельных видов расходов при кассовом методе приведены в таблице.

Торговые организации расходы на доставку товаров учитывают в следующем порядке. При методе начисления расходы на доставку уменьшают налог на прибыль в том периоде, в котором были осуществлены (независимо от даты их оплаты) (ст. 320 НК РФ).

При кассовом методе расходы на доставку товаров учтите по мере их оплаты (за исключением амортизации по основным средствам, используемым для доставки, которая будет учтена в периоде начисления). Например, расходы на зарплату водителя, участвующего в доставке, учтите в момент ее выплаты. Такие правила установлены пунктом 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

«Входной» НДС по расходам, связанным с доставкой (например, по оплате услуг сторонней транспортной компании), можно принять к вычету при соблюдении общих условий для применения вычета (ст. 171, 172 НК РФ).

Платить ЕНВД при доставке готовой продукции (товаров) покупателям не нужно. Подробнее об этом см. Какие услуги автомобильных перевозок подпадают под ЕНВД.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на доставку, включаемых в цену готовой продукции. Организация применяет общую систему налогообложения

ОАО «Производственная фирма «Мастер»» занимается изготовлением кирпичей. Согласно договору купли-продажи право собственности на отгружаемую продукцию переходит к покупателю в момент ее получения. «Мастер» осуществляет доставку продукции покупателю за свой счет. В марте для доставки покупателю партии в 10 000 штук стоимостью 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.) была привлечена транспортная компания. Стоимость услуг по транспортировке составила 23 600 руб. (в т. ч. НДС – 3600 руб.). Покупатель отдельно доставку не оплачивает. Организация утвердила одинаковый перечень прямых затрат и в бухгалтерском, и в налоговом учете, поэтому себестоимость готовой продукции одинаковая и составляет 40 000 руб. Затраты по доставке готовой продукции покупателю не входят в перечень прямых затрат ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Налог на прибыль организация рассчитывает ежемесячно методом начисления.

Реализацию готовой продукции в марте бухгалтер отразил следующими проводками:

Дебет 44 Кредит 60
– 20 000 руб. (23 600 руб. – 3600 руб.) – учтена стоимость услуг по доставке готовой продукции;

Дебет 19 Кредит 60
– 3600 руб. – выделен НДС с услуг по доставке;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 3600 руб. – принят к вычету НДС с услуг по доставке;

Дебет 62 Кредит 90-1
– 118 000 руб. – отгружена готовая продукция покупателю;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 18 000 руб. – начислен НДС с реализованной готовой продукции;

Дебет 90-2 Кредит 43
– 40 000 руб. – списана себестоимость реализованной готовой продукции;

Дебет 90-2 Кредит 44
– 20 000 руб. – списаны расходы на доставку готовой продукции.

При расчете налога на прибыль даты признания расходов на доставку и списания себестоимости реализуемой продукции совпали. Объясняется это тем, что доходы от реализации готовой продукции были признаны в том же месяце, в котором была осуществлена ее доставка. При расчете налога на прибыль в марте были признаны доходы в сумме 100 000 руб. (118 000 руб. – 18 000 руб.) и расходы в сумме 60 000 руб. (20 000 руб. + 40 000 руб.).

УСН

Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, расходы на доставку готовой продукции (товаров) не уменьшают (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Расходы на доставку готовой продукции (товаров) покупателю могут учесть организации, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами. При расчете налоговой базы признавайте только те затраты, которые перечислены в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (например, оплату услуг сторонних транспортных компаний, зарплату водителя при доставке собственным транспортом и т. п.). Подробнее о порядке учета расходов организацией на упрощенке см. Какие расходы учитывать при расчете единого налога на УСН.

Датой признания расходов является дата их оплаты, если для них не установлен особый порядок признания (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). О порядке признания отдельных расходов см. таблицу.

Платить ЕНВД при доставке готовой продукции (товаров) покупателям не нужно. Подробнее об этом см. Какие услуги автомобильных перевозок подпадают под ЕНВД.

ЕНВД

Если реализация готовой продукции (товаров) подпадает под ЕНВД, то расходы на их доставку на расчет единого налога не влияют, так как при определении единого налога в расчет берется только вмененный доход организации (ст. 346.29 НК РФ).

Рассчитывать ЕНВД по отдельному виду деятельности – перевозке грузов – не нужно. Подробнее об этом см. Какие услуги автомобильных перевозок подпадают под ЕНВД.

ОСНО и ЕНВД

Если расходы на доставку товаров покупателям одновременно относятся к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности на общей системе налогообложения, то их сумму следует распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Расходы на доставку товаров, относящиеся к одному виду деятельности организации, распределять не нужно.

Сумму НДС, выделенную в счете-фактуре транспортной компании, привлеченной для доставки, распределите по методике, определенной в пункте 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

К полученной доле расходов по деятельности организации, облагаемой ЕНВД, прибавьте сумму НДС, которую нельзя принять к вычету (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *