Земельный кодекс РСФСР 1991

Содержание

Кодекс РСФСР от 01.07.1970 г. б/н

<p>ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила полукрепостнический земельный строй царской России, обрекавший крестьянство на нищету и тормозивший развитие производительных сил страны. Декретом «О земле» Второго Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) 1917 года частная собственность на землю была отменена навсегда, вся земля обращена во всенародное достояние и бесплатно передана трудящимся в пользование. Государственная собственность на землю, возникшая в результате национализации, составляет основу земельных отношений в СССР, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Земля, служившая в условиях частной собственности орудием эксплуатации человека человеком, используется в СССР для развития производительных сил страны в интересах всего народа. Государственная собственность на землю сыграла огромную роль в обеспечении победы социализма в СССР. Она создала возможность наиболее целесообразного размещения всех отраслей народного хозяйства и явилась одним из важнейших условий перехода к социалистическим формам землепользования. С созданием в ходе социалистического строительства условий для массовой коллективизации разрозненных индивидуальных хозяйств крестьянство под руководством Коммунистической партии, при всемерной помощи и поддержке рабочего класса встало на путь социализма. В результате претворения в жизнь ленинского кооперативного плана и победы колхозного строя крестьянский вопрос получил свое подлинное разрешение. Государственная собственность на землю содействует созданию в нашей стране материально-технической базы коммунизма, постепенному переходу к коммунистическим общественным отношениям и ликвидации различия между городом и деревней. Земля — важнейшее богатство советского общества — является главным средством производства в сельском хозяйстве и пространственным базисом размещения и развития всех отраслей народного хозяйства. Научно обоснованное, рациональное использование всех земель, охрана их и всемерное повышение плодородия почв являются общенародной задачей. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Задачи Земельного кодекса РСФСР Задачами Земельного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики являются регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования земель, создания условий повышения их эффективности, охрана прав социалистических организаций и граждан, укрепление законности в области земельных отношений. Статья 2. Земельное законодательство Союза ССР и РСФСР Земельные отношения в РСФСР регулируются Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик и издаваемыми в соответствии с ними другими актами земельного законодательства Союза ССР, Земельным кодексом РСФСР и иными актами земельного законодательства РСФСР. Настоящий Кодекс в соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик регулирует земельные отношения как по вопросам, предусмотренным Основами, так и по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Союза ССР. Горные, лесные и водные отношения в РСФСР регулируются специальным законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 3. Государственная собственность на землю В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР земля является государственной собственностью, то есть всенародным достоянием. Земля состоит в исключительной собственности государства и предоставляется только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на землю, запрещаются. Статья 4. Единый государственный земельный фонд Вся земля в РСФСР входит в состав единого государственного земельного фонда, который в соответствии с основным целевым назначением земель состоит из: 1) земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных в пользование колхозам, совхозам и другим землепользователям для сельскохозяйственных целей; 2) земель населенных пунктов (городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов); 3) земель промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения; 4) земель государственного лесного фонда; 5) земель государственного водного фонда; 6) земель государственного запаса. Статья 5. Порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую Отнесение земель к категориям, указанным в статье 4 настоящего Кодекса, производится в соответствии с основным целевым назначением земель. Перевод земель из одной категории в другую производится в случаях изменения основного целевого назначения этих земель. Отнесение земель к указанным категориям и перевод их из одной категории в другую производится в соответствии с перспективными планами использования единого государственного земельного фонда органами, принимающими решения о предоставлении этих земель, если иной порядок не предусмотрен законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 6. Компетенция Союза ССР в области регулирования земельных отношений В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик ведению Союза ССР в области регулирования земельных отношений подлежат: 1) распоряжение единым государственным земельным фондом в пределах, необходимых для осуществления полномочий Союза ССР в соответствии с Конституцией СССР; 2) установление основных положений землепользования и землеустройства; 3) установление перспективных планов рационального использования земельных ресурсов страны, обеспечивающих потребности сельскохозяйственного производства и других отраслей народного хозяйства; 4) установление планов общесоюзных мероприятий по мелиорации земель и других мероприятий по повышению плодородия почв, а также установление основных положений по охране почв от эрозии, засоления и других процессов, ухудшающих состояние почв; 5) установление государственного контроля за использованием земель; 6) установление единой для Союза ССР системы государственного учета земель, государственной регистрации землепользований и порядка ведения земельного кадастра; 7) установление порядка составления ежегодного земельного баланса СССР. Статья 7. Компетенция РСФСР в области регулирования земельных отношений Ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в области регулирования земельных отношений подлежат распоряжение в пределах республики единым государственным земельным фондом и установление перспективных планов его использования, установление порядка пользования землей и организация землеустройства, установление планов по мелиорации земель, борьбе с эрозией и повышению плодородия почв, а также регулирование земельных отношений по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Союза ССР. Статья 8. Компетенция автономных советских социалистических республик в области регулирования земельных отношений Ведению автономных советских социалистических республик в области регулирования земельных отношений подлежат распоряжение в пределах республики единым государственным земельным фондом, руководство и контроль за порядком пользования землей в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 9. Землепользователи Земля в РСФСР предоставляется в пользование: колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям; промышленным, транспортным, другим несельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям; гражданам СССР. В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, земля может предоставляться в пользование и иным организациям и лицам. Статья 10. Бесплатность пользования землей Колхозам, совхозам, другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам СССР земля предоставляется в бесплатное пользование. Статья 11. Сроки землепользования Земля предоставляется в бессрочное или временное пользование. Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бессрочное пользование, то есть навечно. Временное пользование землей может быть краткосрочным — до трех лет и долгосрочным — от трех до десяти лет. В случае производственной необходимости эти сроки могут быть продлены на период, не превышающий соответственно сроков краткосрочного или долгосрочного временного пользования. Продление сроков временного пользования земельными участками производится органами, предоставившими эти земли. Пастбища для отгонного животноводства и оленьи пастбища могут предоставляться в долгосрочное пользование колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, организациям и учреждениям на срок до 25 лет. ГЛАВА II. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ В ПОЛЬЗОВАНИЕ Статья 12. Основания предоставления земельных участков Предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода. Отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей. Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков устанавливается Советом Министров РСФСР. Статья 13. Органы, имеющие право предоставления земельных участков Исполнительные комитеты сельских Советов депутатов трудящихся предоставляют земельные участки из земель, не входящих в состав землепользования колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, в пределах сельских населенных пунктов. Исполнительные комитеты поселковых Советов депутатов трудящихся предоставляют земельные участки из земель поселков. Исполнительные комитеты районных Советов депутатов трудящихся предоставляют земельные участки — из земель государственного запаса общей площадью до 10 гектаров, а также в случаях, предусмотренных статьями 104 и 110 настоящего Кодекса, из земель государственного лесного фонда в случаях, предусмотренных статьей 110 настоящего Кодекса. Исполнительные комитеты городских Советов депутатов трудящихся предоставляют земельные участки из земель городов. Исполнительные комитеты областных, краевых Советов депутатов трудящихся, Советы Министров автономных республик предоставляют земельные участки — из земель государственного запаса, независимо от размера земельных участков, из земель предприятий, организаций, учреждений, совхозов — общей площадью до 50 гектаров, а из земель колхозов — до 25 гектаров, из земель государственного лесного фонда общей площадью до 50 гектаров в районах с лесистостью от 50 процентов и выше и до 25 гектаров — в районах с лесистостью ниже 50 процентов, из земель государственного лесного фонда, земель колхозов и совхозов, земель предприятий, организаций и учреждений для строительства оросительных и осушительных каналов, железных, автомобильных и иных видов дорог, линий электропередачи, трубопроводов и других линейных сооружений — по нормам предоставления земель для этих видов строительства, утвержденным в установленном порядке. Во всех других случаях, а также в случаях предоставления пастбищных угодий для нужд отгонного животноводства межреспубликанского (АССР), межкраевого и межобластного значения, земельных участков для строительства санаторно-курортных и туристско-оздоровительных учреждений в курортных местностях и зонах отдыха в соответствии с перечнем, утверждаемым Советом Министров РСФСР, и в случаях предоставления, связанных с изъятием орошаемых и осушенных земель, пашни, земельных участков, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, для несельскохозяйственных нужд, а также земель, занятых водоохранными, защитными и другими лесами первой группы, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, — земельные участки, независимо от их размеров, предоставляются по постановлению Совета Министров РСФСР. Статья 14. Предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю Предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю производится только после изъятия данного участка в порядке, предусмотренном статьями 33-35 настоящего Кодекса. Статья 15. Предоставление земель для нужд сельского хозяйства Земли, признанные в установленном порядке пригодными для нужд сельского хозяйства, прежде всего должны предоставляться сельскохозяйственным предприятиям, организациям и учреждениям. Признание земель пригодными для нужд сельского хозяйства производится органами, которые принимают решения об их предоставлении. Статья 16. Предоставление земель для несельскохозяйственных нужд Для строительства промышленных предприятий, жилых объектов, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, магистральных трубопроводов, а также для иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства, либо сельскохозяйственные угодья худшего качества. Предоставление для указанных целей земельных участков из земель государственного лесного фонда производится преимущественно за счет не покрытых лесом площадей или площадей, занятых кустарниками и малоценными насаждениями. Предоставление земельных участков под застройку на площадях залегания полезных ископаемых производится по согласованию с органами государственного горного надзора. Линии электропередачи, связи и прочие коммуникации проводятся главным образом вдоль дорог, существующих трасс и т. п. Статья 17. Недопустимость пользования земельным участком до оформления землепользования Приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещается. Статья 18. Документы, удостоверяющие право землепользования Право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверяется государственными актами на право пользования землей, которые выдаются исполнительными комитетами районных, городских Советов депутатов трудящихся. В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик формы актов устанавливаются Советом Министров СССР. Статья 19. Порядок оформления временного пользования землей Временное пользование землей оформляется договорами или удостоверениями на право временного пользования землей. Порядок заключения договоров и выдачи удостоверений, а также их формы устанавливаются Советом Министров РСФСР. ГЛАВА III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ Статья 20. Использование земельных участков по целевому назначению Землепользователи имеют право и обязаны пользоваться земельными участками в тех целях, для которых они им предоставлены. Землепользователи обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки, не совершать на своем участке действий, нарушающих интересы соседних землепользователей. Использование земли для извлечения нетрудовых доходов запрещается. Статья 21. Права землепользователей В зависимости от целевого назначения каждого земельного участка, предоставленного в пользование, землепользователи имеют право в установленном порядке: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения; производить посевы сельскохозяйственных культур, посадку лесных, плодовых, декоративных и других насаждений; проводить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы; пользоваться сенокосами, пастбищами и другими угодьями; использовать для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф и водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли. Права землепользователей могут быть ограничены законом в государственных интересах, а также в интересах других землепользователей. Статья 22. Охрана прав землепользователей Права землепользователей охраняются законом. Нарушенные права землепользователей подлежат восстановлению в порядке, предусматриваемом законодательством Союза ССР и РСФСР. Убытки, причиненные землепользователям, подлежат возмещению. Статья 23. Приведение земли в пригодное для дальнейшего использования состояние Предприятия, организации и учреждения, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых открытым или подземным способом, проводящие геологоразведочные, строительные или иные работы на предоставленных им во временное пользование сельскохозяйственных землях или лесных угодьях, обязаны за свой счет приводить эти земельные участки в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном или рыбном хозяйстве, а при производстве указанных работ на других землях — в состояние, пригодное для использования их по назначению. Приведение земельных участков в пригодное состояние производится в ходе работ, а при невозможности этого — не позднее, чем в течение года после завершения работ. Условия приведения земельных участков в пригодное для дальнейшего использования состояние определяются органами, предоставляющими эти участки. Статья 24. Сохранение плодородного слоя почвы для рекультивации земель Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие промышленное или иное строительство, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых открытым способом, а также проводящие другие работы, связанные с нарушением почвенного покрова, обязаны снимать и хранить плодородный слой почвы в целях использования его для рекультивации земель и повышения плодородия малопродуктивных угодий. Условия хранения и порядок использования снятого плодородного</p>

«Земельный кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) (ред. от 24.12.1993)

Документ утратил силу или отменен

  • ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР
  • РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • Глава I. Основные положения ст. 1 — 14
  • Глава II. Компетенция РСФСР, республик, входящих в состав РСФСР, и Союза ССР в области регулирования земельных отношений ст. 15 — 17
  • Глава III. Компетенция местных Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений ст. 18 — 22
  • Глава IV. Изъятие, предоставление и передача земельных участков в собственность и аренду ст. 23 — 27
  • Глава V. Порядок изъятия и предоставления земельных участков ст. 28 — 38
  • Глава VI. Прекращение прав на землю ст. 39 — 44
  • Глава VII. Использование земельных участков для изыскательских работ ст. 45 — 46
  • Глава VIII. Земельный налог, арендная плата за землю, плата за приобретение земли в собственность ст. 47 — 51
  • РАЗДЕЛ II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЛИ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И АРЕНДАТОРОВ. ЗАЩИТА И ГАРАНТИЯ ИХ ПРАВ ст. 52 — 55
  • РАЗДЕЛ III. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
  • Глава IX. Основные положения ст. 56 — 57
  • Глава X. Земли граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство ст. 58 — 63
  • Глава XI. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота ст. 64 — 68
  • Глава XII. Земли колхозов, сельскохозяйственных кооперативов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций ст. 69
  • РАЗДЕЛ IV. ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
  • Глава XIII. Земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков и сельских населенных пунктов ст. 70 — 79
  • Глава XIV. Земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности ст. 80 — 82
  • РАЗДЕЛ V. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ И КОСМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ОБОРОНЫ И ИНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ст. 83 — 88
  • РАЗДЕЛ VI. ЗЕМЛИ ПРИРОДООХРАННОГО, ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНОГО, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО, РЕКРЕАЦИОННОГО И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ст. 89 — 93
  • РАЗДЕЛ VII. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА ст. 94 — 96
  • РАЗДЕЛ VIII. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ СОБСТВЕННИКАМ ЗЕМЛИ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ, АРЕНДАТОРАМ И ПОТЕРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ст. 97 — 99
  • РАЗДЕЛ IX. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ ст. 100 — 106
  • РАЗДЕЛ X. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ ст. 107 — 109
  • РАЗДЕЛ XI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР ст. 110 — 111
  • РАЗДЕЛ XII. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО ст. 112 — 114
  • РАЗДЕЛ XIII. РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ ст. 115 — 123
  • РАЗДЕЛ XIV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ст. 124 — 126
  • РАЗДЕЛ XV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ ст. 127

Открыть полный текст документа

30 октября 1922 г. 4-й сессией Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 9-го созыва был принят первый Земельный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), основной задачей которого явилось урегулирование крестьянского землепользования «в целях обеспечения правильного и устойчивого, приспособленного к хозяйственным условиям, пользования землёй».

В первый год после октябрьских событий 1917 г. новым руководством России были предприняты попытки кодификации земельного законодательства. В начале 1918 г. Народным комиссариатом земледелия был разработан проект Земельного кодекса РСФСР, который включил в себя основные положения декретов «О земле» (1917) и «О социализации земли» (1918). Кодекс предусматривал закрепление права государственной собственности на землю, впервые определял единый государственный земельный фонд, указывал формы и виды землепользования. Особое внимание уделялось землепользованию коллективных хозяйств. В проекте Кодекса содержались положения о сельскохозяйственных землях, городских землях, землях транспорта, а также подробно говорилось о землеустройстве, рассмотрении земельных споров.

На III Всероссийском съезде Советов в декабре 1920 г. обсуждалась необходимость перехода к практическим мерам помощи крестьянскому единоличному хозяйству. В декабре следующего года IX Всероссийский съезд Советов поручил Народному комиссариату земледелия пересмотреть действующее земельное законодательство в целях полного согласования его с основами новой экономической политики.

В целях упорядочения и создания устойчивого трудового единоличного хозяйства 3-я сессия ВЦИК 9-го созыва в мае 1922 г. приняла закон «О трудовом землепользовании» и постановление «По вопросу о кодексе земельных законов». 4-я сессия того же созыва утвердила Земельный кодекс РСФСР, который вступил в действие 1 декабря 1922 г.

Земельный кодекс РСФСР собрал воедино и кодифицировал всё действовавшее и не противоречившее новым условиям и новой политике законодательство. При этом были отменены законодательные акты, либо вошедшие в Кодекс, либо устаревшие. В отличие от предыдущих нормативных актов данный Земельный кодекс расширил государственное регулирование земельных отношений. Кодексом довольно подробно регулировалось землепользование советских хозяйств, сельскохозяйственных артелей и коммун, товариществ по общественной обработке земли, а также добровольные объединения отдельных дворов или совокупность дворов, выделившихся из прежних обществ. Большое внимание в Кодексе было уделено правовому положению земельного общества, а также крестьянского двора.

В 1928 г. в дополнение к Земельному кодексу были также приняты Общие начала землепользования и землеустройства. В декабре 1968 г. Общие начала были отменены Законом «Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и Союзных республик», который не только расширил полномочия органов государственной власти РСФСР в сфере земельных отношений, но и лёг в основу нового Земельного Кодекса РСФСР 1970 г.

Лит.: Михайлов А. А., Разорвин И. В. Зарождение и развитие советского земельного законодательства, и его влияние на современные земельные отношения в России // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. 2010. Май. № 1 (10); То же . URL: ; О введении в действие Земельного кодекса, принятого на 4 сессии IX созыва: Постановление ВЦИК от 30 октября 1922 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 15 ноября 1922. № 68. Ст. 901; Ушаков А. А. К истории создания Земельного кодекса РСФСР 1922 г. // Учёные записки. Пермь, 1957. Т. 11. Вып. 4. Кн. 2. С. 60-70.

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле (фактически утратило силу)

ОСНОВЫ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК О ЗЕМЛЕ

____________________________________________
Фактически утратило силу. См. Земельный кодекс Российской Федерации
____________________________________________

Настоящие Основы регулируют земельные отношения и направлены на создание условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, для равноправного развития всех форм хозяйствования.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Земельное законодательство Союза ССР, союзных и автономных республик

Земельные отношения в СССР регулируются настоящими Основами и издаваемым в соответствии с ними другим законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.
Горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране растительного и животного мира, атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 2. Состав земель СССР

В соответствии с целевым назначением все земли СССР подразделяются на:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов);

3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.
В местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп законодательством союзных и автономных республик может быть установлен особый режим использования указанных категорий земель.

Статья 3. Земля — народное достояние

Земля является достоянием народов, проживающих на данной территории.
Каждый гражданин СССР имеет право на земельный участок, условия и порядок предоставления которого определяются настоящими Основами, законодательством союзных и автономных республик.

Статья 4. Правомочия Советов народных депутатов по распоряжению землей

Советы народных депутатов предоставляют земельные участки во владение и пользование гражданам СССР, колхозам, совхозам и другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, а в случаях, установленных законодательством,- иным организациям и лицам.
Советы народных депутатов изымают земельные участки в соответствии с настоящими Основами, законодательством союзных и автономных республик.
Предоставление и изъятие земель в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп для целей, не связанных с их хозяйственной деятельностью, могут быть произведены по результатам референдума среди этих народов и этнических групп с согласия соответствующих Советов народных депутатов.

Статья 5. Владение землей

В пожизненное наследуемое владение земля предоставляется гражданам СССР для нужд, предусмотренных статьей 20 настоящих Основ.
Предельные размеры предоставляемых земельных участков определяются законодательством союзных и автономных республик.
В постоянное владение земля предоставляется колхозам, совхозам, другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям для ведения сельского и лесного хозяйства.

Статья 6. Пользование землей

В постоянное или временное пользование земля предоставляется:
гражданам СССР для целей, указанных в статьях 21, 22 настоящих Основ;
промышленным, транспортным и другим несельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям;
для нужд обороны организациям, указанным в статье 31 настоящих Основ;
религиозным организациям;
совместным предприятиям, международным объединениям и организациям с участием советских и иностранных юридических лиц.
Сроки временного пользования землей устанавливаются законодательством союзных и автономных республик.
В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик, земля предоставляется в пользование иным организациям и лицам.

Статья 7. Аренда земли

Во временное пользование на условиях аренды земля предоставляется гражданам СССР, колхозам, совхозам и другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, совместным предприятиям, международным объединениям и организациям с участием советских и иностранных юридических лиц, а также иностранным государствам, международным организациям, иностранным юридическим лицам и гражданам.
Арендодателями земли являются соответствующие Советы народных депутатов.
Условия аренды определяются по соглашению сторон и закрепляются в договоре. Арендатор имеет преимущественное право возобновления договора на аренду земли по истечении срока его действия.
Арендованные участки земель сельскохозяйственного назначения по согласованию сторон могут передаваться во владение арендатору.
Колхозы, совхозы, другие государственные и кооперативные сельскохозяйственные предприятия могут закреплять землю за отдельными работниками и арендными коллективами в порядке внутрихозяйственного землеустройства.
Отношения по аренде земли регулируются настоящими Основами, Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде, законодательством союзных и автономных республик.

Статья 8. Предоставление земель

Предоставление земельных участков во владение и пользование осуществляется в порядке отвода.
Предоставление земельного участка, находящегося во владении или пользовании, другому землевладельцу или землепользователю производится только после изъятия этого участка в порядке, предусмотренном статьями 11, 24 настоящих Основ.
Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться прежде всего для сельскохозяйственных целей.
Право владения и право постоянного пользования землей удостоверяется Государственным актом.
Форма Государственного акта, порядок его регистрации и выдачи определяются законодательством союзных республик. Форма и порядок регистрации договоров на аренду земли и других договоров на временное пользование землей определяются законодательством союзных и автономных республик.

Статья 9. Прекращение права владения и права пользования землей

Право владения и право пользования всем земельным участком или его частью прекращается Советом народных депутатов в случаях:

1) добровольного отказа от земельного участка;

2) истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;

3) прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского хозяйства;

4) использования земли не по целевому назначению;

5) прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, если иное не установлено законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик;

6) нерационального использования земельного участка, выражающегося для земель сельскохозяйственного назначения в уровне урожайности ниже нормативного (по кадастровой оценке);

7) использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;

8) систематического невнесения земельного налога в течение сроков, установленных законодательством союзных и автономных республик, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды;

9) неиспользования в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, и двух лет — для несельскохозяйственного производства;

10) изъятия земель в случаях, предусмотренных настоящими Основами.
Пункты 6 и 9 части первой настоящей статьи не распространяются на право владения землей граждан, ведущих крестьянское хозяйство, в течение трех лет с момента предоставления земельного участка.
Право пользования арендованной землей прекращается также при расторжении договора аренды земли в случаях, предусмотренных Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде.
Законодательством союзных и автономных республик могут быть предусмотрены и другие случаи прекращения права владения, права пользования землей и аренды земли.

Статья 10. Переход права владения и права пользования земельным участком

При переходе права собственности на строение и сооружение вместе с этими объектами переходит и право владения или право пользования земельным участком в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством союзных и автономных республик.

Статья 11. Изъятие земель

Изъятие земель для государственных и общественных нужд производится по решению соответствующего Совета народных депутатов при согласии землевладельца или по согласованию с землепользователем в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.
Изъятие сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд может быть допущено лишь в исключительных случаях в соответствии с законодательством союзных и автономных республик.
При несогласии землевладельца или землепользователя решение Совета народных депутатов может быть обжаловано в судебном порядке.
Изъятие особо ценных продуктивных земель, определенных в соответствии с уровнем кадастровой оценки для данного региона, а также земель, занятых особо охраняемыми природными и историко-культурными объектами, не допускается. Перечень таких земель устанавливается законодательством союзных и автономных республик.
Изъятие земель пригородных и зеленых зон, опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, лесов первой группы для государственных и общественных нужд допускается только в исключительных случаях в порядке, устанавливаемом законодательством союзных и автономных республик.
Предприятия, учреждения и организации, заинтересованные в изъятии земельных участков, обязаны до начала проектирования предварительно согласовать с землевладельцами и землепользователями, а также с местными Советами народных депутатов место размещения объекта, примерный размер участка и условия его отвода с учетом обеспечения комплексного развития территории. Финансирование проектных работ до предварительного согласования не допускается.
Изъятие земель у колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий для предоставления их гражданам СССР и сельскохозяйственным кооперативам осуществляется районным, городским Советом народных депутатов в случаях и порядке, установленных настоящими Основами, законодательством союзных и автономных республик.

Статья 12. Земельный налог и арендная плата за землю

Землевладение и землепользование в СССР являются платными. Плата за землю взимается в формах земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от качества и местоположения земельного участка.
Порядок и ставки налогообложения устанавливаются законодательством союзных и автономных республик. Арендатор выплачивает арендную плату, размер которой устанавливается по соглашению сторон в порядке и пределах, определяемых законодательством союзных и автономных республик.
Плата за земли лесного фонда взимается в составе платы за пользование лесами.
Платежи за землю поступают в бюджеты местных Советов народных депутатов, могут частично централизоваться в бюджетах союзных и автономных республик и направляются в первую очередь на охрану земель, повышение их качества, на материальное стимулирование землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, за осуществление этих мероприятий, а также на землеустройство и социальное развитие территории.
В законодательстве союзных и автономных республик могут быть предусмотрены льготы по взиманию платы за землю: полное или частичное освобождение на определенный срок, отсрочка выплаты, понижение ставки земельного налога.
От платы за землю освобождаются заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады, а также предприятия, учреждения, организации, коллективы и граждане, получившие во владение или пользование нарушенные или малопродуктивные земли. В порядке, устанавливаемом законодательством союзных и автономных республик, по решению Советов народных депутатов от платы могут освобождаться заказники, опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного профиля, учреждения культуры, образования, здравоохранения, а также предприятия, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, другие предприятия, учреждения и организации, граждане СССР.

Статья 13. Компетенция местных Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений

Ведению Советов народных депутатов автономных областей, автономных округов, краев, областей и других административно-территориальных единиц в области регулирования земельных отношений подлежит:

1) предоставление земли во владение, пользование и аренду гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям;

2) регистрация права землевладения, права землепользования и договоров на аренду земли;

3) организация ведения земельно-кадастровой документации;

4) организация землеустройства;

5) изъятие земель в случаях, предусмотренных настоящими Основами;

6) взимание платы за землю;

7) контроль за использованием и охраной земель.
Предоставление земли в пределах территории автономных областей, автономных округов для общесоюзных, межреспубликанских и республиканских нужд осуществляется при согласии соответствующих автономных образований.
Для решения земельных вопросов местными Советами народных депутатов создаются депутатские комиссии.
Разграничение компетенции местных Советов народных депутатов различных уровней в области регулирования земельных отношений определяется законодательством союзных и автономных республик.

Статья 14. Компетенция союзных и автономных республик в области регулирования земельных отношений

Ведению союзных и автономных республик в области регулирования земельных отношений подлежит:

1) распоряжение землями в границах союзных и автономных республик в общесоюзных, межреспубликанских и республиканских целях по согласованию с сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов, а также землевладельцами и землепользователями;

2) разработка и совершенствование земельного законодательства союзных и автономных республик;

3) установление границ территорий с особым правовым режимом земель в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп по согласованию с соответствующими местными Советами народных депутатов;

4) установление порядка и предельных размеров платы за землю, а также льгот по взиманию платежей;

5) разработка и выполнение совместно с местными Советами народных депутатов республиканских программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;

6) контроль за использованием и охраной земель;

7) организация землеустройства и ведения государственного земельного кадастра.

Статья 15. Компетенция Союза ССР в области регулирования земельных отношений

Ведению Союза ССР в области регулирования земельных отношений подлежит:

1) решение совместно с союзными и автономными республиками вопросов о предоставлении земель для общесоюзных и межреспубликанских нужд;

2) установление основных положений регулирования земельных отношений в СССР, разработка и совершенствование земельного законодательства Союза ССР;

3) разработка совместно с союзными и автономными республиками, утверждение и контроль за выполнением общесоюзных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов;

4) установление единых для Союза ССР принципов платы за землю;

5) организация контроля за использованием и охраной земель, установление систематического слежения за состоянием земель (мониторинга);

6) установление порядка ведения государственного земельного кадастра;

7) установление основных положений землеустройства.

Раздел II. Права и обязанности землевладельцев и землепользователей

Статья 5ым договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в земельном законодательстве СССР, то применяются правила международного договора.

Такой же порядок применяется в отношении земельного законодательства союзной республики, если в международном договоре союзной республики установлены иные правила, чем предусмотренные земельным законодательством этой союзной республики.

Председатель
Верховного Совета СССР
М.Горбачев

Москва, Кремль
28 февраля 1990 года
N 1251-I

Текст документа сверен по:
«Ведомости Съезда НД СССР и ВС СССР»,
N 10, 07.03.1990

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *